Геополитическое и биолого-социальное влияние на фарммаркетинг
Последние несколько лет российская фармотрасль отражает нескончаемые удары — пандемия, импортозамещение, логистика, иностранные контрагенты, валютные операции, сохранение экономической эффективности, ограничения рекламных инструментов и многое другое. Какие изменения произошли в маркетинге фармы под влиянием этих процессов?
Удалённая работа и самоизоляция усилили процесс диджитализации всех услуг и продуктов. Изменения коснулись и фарммаркетинга. От традиционного и привычного им мира ТВ-рекламы, фарм-компании начали еще больше двигаться в сторону информационных рекламных технологий.
Кто-то только в начале пути, а кто-то, например, как Bayer уже создают брендированные мобильные приложения.
Приложение «Женский календарь Элевит» от Bayer
В отличие от охватного метода рекламы на ТВ, диджитал реклама позволяет точечно настраивать таргет, выделять сегменты, проводить аналитику покупателей и использовать другие эффективные инструменты для прямого касания с потребителем.
Распространённая и излюбленная в фарммаркетинге CPA модель тоже претерпела
некоторые изменения. Теперь можно проводить прямую коммуникацию с потребителями,
охватывая территорию всей страны или конкретные регионы, настраивать таргет,
например, по регулярным потребителям бренда, или проводить RFM сегментацию.
Например, STADA стала первой фарм-компанией с рекламой в цифровых банковских каналах.
Реклама STADA в цифровых банковских каналах
Пандемия продолжит влиять на маркетинг в фармацевтике. 14 сентября Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект о дистанционной
продаже рецептурных лекарств. Такое решение было принято из-за потребности
людей в пандемию заказывать нужное лекарство по интернету, когда в прямом
смысле стоит вопрос жизни и смерти.
Мы думаем, в будущем в случае удачного завершения пилота, маркетологи фарм-производителей и сети аптек объединятся, чтобы анонсировать новые способы покупки препаратов и обучить потребителей по пользованию сервисом.
Под влиянием новостной повестки последних лет, седативные препараты (успокоительные) и продукты для нормализации сна выбились в лидеры по количеству проданных товаров. Соответственно, в маркетинговой стратегии фармы фокус сместился на продвижение продуктов из данных категорий, а так же на продукты, которые замещают товары иностранных производителей.
Конкурс от Тенотен при тревоге и стрессе
Мировые волнения вынуждают маркетологов искать новые и новые подходы. Приоритет отдаётся маркетинговым стратегиям, которые соответствуют принципам гибкости и состоят из сбалансированного набора инструментов, включая цифровые.
Кстати, о новом подходе! Исследователи из Сколтеха и МФТИ разрабатывают новую рекламную технологию — космическая реклама. Осуществляться она будет с помощью группы небольших спутников — кубсатов, за счёт бесконечной энергии солнца.
Источник: видео-ролик проекта «Созвездия»
Общемировые тренды маркетинга сводятся к исследованию портрета и потребностей типового покупателя, и выстраиванию индивидуального взаимодействия с ними. Разработчики технологических рекламных решений учитывают потребности маркетологов и предлагают услуги от чат-ботов до таргетированной рекламы на билбордах в реальном времени.
Маркетологам остаётся только следить за обновлениями и пробовать адаптировать новые инструменты в рамках законодательства о Рекламе.