28.10.2025, 12:56

Наполовину хорошо или на треть плохо. Gallup опросил россиян о состоянии российской экономики

Почти половина (48%) россиян считает, что ситуация в отечественной экономике улучшается, следует из данных опроса, проведенного Институтом Гэллапа (Gallup). Примерно столько же респондентов (49%) рассказали, что сейчас хорошее время для того, чтобы найти работу. Оба показателя незначительно снизились по сравнению с прошлым годом. Четверо из десяти (39%) утверждают, что их семье комфортно живется с нынешним уровнем доходов. Это один из самых высоких показателей за последние 19 лет.

Фото Андрей Сизов на Unsplash

Что думают россияне о том, ухудшается или улучшается ситуация в экономике

48% россиян считает, что экономическая ситуация в их городе или регионе улучшается, сообщает Gallup. В прошлом году такой ответ дали 52% опрошенных. В 2023 году был зафиксирован рекордный уровень оптимизма — 55%. При этом с начала проведения аналогичных опросов в 2007 году до 2022 года включительно число тех, кто положительно оценивал перспективы национальной экономики, было меньше, чем в настоящее время.

Примерно четверо из десяти опрошенных (39%) заявили, что ситуация в экономике ухудшается. Это больше, чем в прошлом (33%), позапрошлом (34%) годах и 2022 году (29%). Но не так много, как в 2021 году, когда был зафиксирован самый высокий уровень экономического пессимизма, об ухудшении экономической ситуации говорил каждый второй (50%).

Несмотря на то, что исследователи просили респондентов отвечать «да» или «нет», многие респонденты выбирали третий вариант — все стабильно. После 2016 года, когда о стабильности заявлял 41% респондентов, число тех, кто выбирает подобный ответ, обычно невелико. В 2025 году так считает каждый десятый (10%).

Ответы на вопрос «Как вы считаете, в настоящее время условия в экономике города или региона, в котором вы живете, в целом становятся лучше или хуже?» Сплошная линия — лучше, штриховая линия — хуже, пунктирная линия — все стабильно, ничего не меняется.

Что думают россияне о ситуации с поиском работы

В оценке ситуации на рынке труда мнения россиян разделились примерно поровну. 49% считает, что сейчас хорошее время для того, чтобы найти работу (в прошлом году так думали 55% респондентов — самый высокий показатель за все время проведения опросов). 46% полагают, что сейчас плохое время для трудоустройства (в прошлом году так заявляли 42%).

С 2009 по 2022 год включительно число тех, кто утверждал, что время для того, чтобы найти работу, хорошее, не превышало 31%.

Ответы на вопрос «Если рассматривать ситуацию с работой в городе или регионе, где вы сейчас живете, по-вашему, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы найти работу?» Сплошная линия — хорошее, штриховая — плохое.

Как заметили авторы исследования, число отвечающих, что ситуация с поисками работы плохая, коррелирует с уровнем безработицы в России. В настоящее время он рекордно низкий.

Сравнение уровня безработицы в России (слева) с числом участников опроса, считающих, что время для поисков работы в данный момент плохое (справа).

Как россияне оценивают уровень своего дохода и качество жизни в настоящее время

Примерно четверо из десяти (39%) россиян согласны с утверждением, что с нынешним уровнем доходов их семье живется комфортно. Это один из самых высоких показателей за все время проведения опросов. Чуть большее число опрошенных давали такой ответ только в 2023 (40%) и 2014 (41%) годах. В 2009 году комфортно жилось лишь каждой девятой семье (11%).

Число россиян, считающих, что с их нынешними доходами жить можно — 38% — сопоставимо с теми, кому живется комфортно. В прошлом году такой ответ дали 42% опрошенных. То есть примерно у 4% семей за год благосостояние заметно улучшилось.

Примерно одной семье из шести (17%) живется трудно. На таком уровне данный показатель держится последние четыре года.

Очень сложно жить с имеющимися доходами лишь одной семье из 20 — 5%. На протяжении последнего десятилетия число давших такой ответ практически не меняется, колебания составляют 1% в обе стороны.

Ответы на вопрос: «Какие слова наиболее точно отражают ваши чувства по отношению к доходу вашего домохозяйства в настоящее время?» Темно-зеленый — живется комфортно, зеленый — жить можно, светло-зеленый — нам трудно, салатовый — нам очень трудно.

Хотя «трудно» и «очень трудно» живется в общей сложности 22% опрошенных, на вопрос «Бывало ли за последние 12 месяцев так, что вам и вашей семье не хватало денег на еду?» положительный ответ дали 31% респондентов. Это чуть больше, чем год назад, когда так отвечали 29% опрошенных. Самый высокий показатель числа тех, кто положительно отвечал на данный вопрос, был зафиксирован в 2021 году — 43%, самый низкий — в 2014 году, 13%.

Как рассматривают ситуацию в экономике россияне с разным уровнем доходов

Хотя средний градус экономического оптимизма в России высок, богатые россияне радуются сильнее, чем бедные. В группе, в которую попали 20% опрошенных с самым высоким уровнем доходов, 56% считает, что уровень жизни растет. В группе, в которую вошли 20% опрошенных с самым низким уровнем доходов, такого мнения придерживаются лишь 34% респондентов. Две трети самых богатых (66%) чувствуют себя комфортно с имеющимися доходами, среди самых бедных так себя чувствует лишь каждый четвертый (25%). Для 60% богатых сейчас хорошее время для того, чтобы найти работу, но только 41% бедных думают так же. Лишь 13% богатых полагают, что главная проблема России — ситуация в экономике. Бедных, придерживающихся такого мнения, почти вдвое больше — 24%. Наконец, даже среди самых богатых, каждому шестому (16%) приходилось сталкиваться с тем, что денег не хватало на еду (пластиковые карты с телефоном дома забыли?) Среди бедных проблема нехватки денег на еду знакома почти каждому второму (44%).

С методологией проведения опроса можно ознакомиться на сайте Gallup.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.