25.08.2025, 19:31

Биполярное расстройство прессы: в Pew Research выявили противоречия, губящие журналистику в США

Новое исследование Pew Research Center подчеркнуло противоречивость восприятия профессии журналиста современным читателем. 80% опрошенных из 35 стран мира жалуются на поток фейковых новостей, но продолжают доверять новостям из непроверенных источников. Американцы ждут от журналистов честности, но не рассчитывают на их объективность. Хотя влияние журналистов в американском обществе и падает, но аудитория по-прежнему настаивают, что представители этой профессии обязаны придерживаться в работе строгих правил, включая запрет на выражение собственных политических или религиозных взглядов.

Photo by Markus Winkler on Unsplash

Кого американцы считают журналистами

Исследователи выяснили, что у американцев нет единого мнения, кого считать журналистом. Больше всего тех, кто считает, что журналистом можно называть только авторов, публикующих новости, найденные лично ими (59%). 36% участников опроса причислили к журналистам тех, кто создает свои публикации на основе чужих материалов, а 28% респондентов — комментаторов чужих новостей.

Чего американцы ждут от журналистов

Четность в работе журналиста — это главное. 93% респондентов ждут, что работники СМИ будут с ними честными. На втором месте с небольшим отрывом идет компетентность (89% респондентов), на третьем — достоверность (82%).

Оказалось, что юмор наименее важен для читателей (35%), еще меньше голосов набрали такие качества журналиста как харизма (33%) и популярность (11%).

Где работают настоящие журналисты

Журналистика в восприятии американских читателей остается консервативной профессией, которая связаны с традиционными изданиями: 79% респондентов уверены, что настоящие журналисты пишут для газет и новостных сайтов. 65% отдали предпочтение тем, кто работает на телевидении (65%), радио (59%) или в любом другом СМИ. Независимых производителей контента, пишущих новостные посты или выкладывающих видео в соцсетях, к журналистам причислил только один из четырех опрошенных (26%).

Журналисты теряют общественное влияние

Исследование Pew Research фиксирует кризисные явления, характерные для современной журналистики. Почти половина опрошенных (49%) заявила, что журналисты теряют влияние в обществе. Тех, кто уверен, что их влияние растет, набралось лишь 15%. При этом в меньшинстве оказались те, кто считает, что современные журналисты будут действовать в интересах общества: таких среди участников опроса было менее половины (49%).

Авторы исследования привели скептическое высказывание одного из респондентов: «Есть горстка журналистов, которым мы, как нам кажется, доверяем, которые, на мой взгляд, поступают правильно, следуя кодексу журналистики. Но остальные в современном мире движимы лишь кликами, вниманием, деньгами и тому подобным, и они не против подтасовывать правду в угоду своей аудитории или рекламодателям».Хотя влияние представителей профессии снижается, большинство американцев (59%) считают, что журналисты чрезвычайно или очень важны для благополучия общества.

Необъективность журналистов не сильно смущает американских читателей. Половина респондентов (51%) полагает, что, освещая проблему или событие, журналисты всегда или как правило считают приемлемым отстаивать интересы сообществ, о которых рассказывают. Примерно треть (34%) считают, что это приемлемо лишь иногда, в то время как 14% считают, что это недопустимо.

Осознание того, что проблема существует, однако, не помешало опрошенным по-прежнему возлагать на журналистов повышенные ожидания. Только 13% считают допустимыми ситуации, когда при освещении каких-либо событий журналисты выражают свои политические или религиозные взгляды.

Фейковые новости: не доверяю, но прочту

Авторы августовского опроса Pew Research не стали рассуждать о причинах, по которым падает доверие к классической журналистике. Между тем, исследования центра, опубликованные в этом года, наглядно демонстрируют, что эта проблема напрямую связана с ростом количества фейковых новостей и дезинформации в СМИ.В апреле Pew Research опубликовал исследование, по которому более 80% респондентов из 35 стран мира заявили, что фейковые новости — большая проблема в их стране. При этом около половины назвали ее «очень серьезной». В Северной Америке этим обеспокоено около 50% участников опроса, в Европе и Азии их число колеблется от 21% в Польше до 72% в Южной Корее.

В докладе Всемирного экономического форума (2025) дезинформация названа одной из главных глобальных угроз, с примерами широкого распространения ложной информации в политических и социальных сферах по всему миру.

В исследовании компании Ipsos, вышедшем в марте в Великобритании, говорится, что 77% молодых людей и девушек (16–34 года) признают: поскольку фейковые новости от инфлюенсеров распространены достаточно широко, стоит обращаться внимание на прозрачность и точность новостных источников. Несмотря на это половина молодежи доверяет новостям от онлайн-инфлюенсеров.

Свою подборку фейковых новостей в конце прошлого года собрала британская медиакомпания ВВС. В заметке «Что не случится в 2025 году» упоминаются вирусные фейковые новости о пожаре на Эйфелевой башне и демонтаже «Лондонского глаза», а также слухи о возможных запретах TikTok. Выдуманные истории активно распространялись в соцсетях.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
26.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025