14.05.2025, 16:21

С нами ЗОЖ: как американцы и русские относятся к здоровой и нездоровой еде

59% американцев считают, что едят здоровую пищу, а каждый пятый уверен, что его рацион отличается исключительной полезностью, выяснил исследовательский центр Pew. Главным критерием при выборе продуктов независимо от полезности все-таки остается их вкус и цена. Доступность ЗОЖ-продуктов в Америке прямо связана с местом жительства: горожанину проще купить полезную еду, чем жителю глубинки. Свою роль играет и образование: люди, окончившие университеты, выбирают здоровую пищу чаще, чем выпускники колледжей. В России здоровое питание — тренд последних десятилетий. 75% россиян относятся к этой пищевой концепции положительно. Но когда доходит до дела, ситуация несколько меняется. Например, лишь 33% москвичей выбирают полезные продукты, а 22% игнорируют их, как и ЗОЖ в целом.

Фотография Fernanda Nuso / Unsplash

Американцы и еда

Американцы довольно сдержанно оценивают качество своей диеты. 59% респондентов считают её умеренно здоровой. Значительно меньше тех, кто называет свое питание исключительно или очень здоровым (21%). Каждый пятый признает, что его рацион либо недостаточно здоровый, либо вовсе вредный.

Интересны различия питания американцев между группами населения. Опрошенные старшего возраста, имеющие высокий уровень дохода и хорошее образование, чаще называют свое питание здоровым, тогда как молодежь и люди с низким достатком и плохим образованием чаще оценивают свой рацион негативно.

Как американцы выбирают еду

Занятость на работе, ограниченный бюджет, вкусовые предпочтения и проблемы со здоровьем играют важную роль в принятии решений в выборе еды в США. Большинство респондентов отметили важность каждого из перечисленных критериев, однако степень их влияния различается.

Главное, чтобы было вкусно

Подавляющее большинство взрослых американцев считает важными все четыре основные характеристики еды (вкус, цена, польза, доступность), но лидирует вкус. Для 83% вкус играет крайне важное значение при выборе еды. Значимость вкуса одинаково высока практически для всех групп населения вне зависимости от пола, возраста и уровня дохода. Во всех подгруппах не менее 70% придают вкусу первостепенное значение.

Не дешево и сердито

Цена продукта существенно влияет на выбор еды, занимая второе место по значению среди четырех критериев. Около 60% американцев указывают высокую значимость цены при покупке продуктов. Но влияние цены сильнее ощущают лица с невысокими заработками. Три четверти респондентов с низким уровнем дохода рассказали, что умеренная цена — это главный критерий при выборе продуктов. Это на 36% больше, чему у респондентов с высоким уровнем достатка.

Полезно — что в рот полезло

Половина (52%) участников исследования отметили высокую важность полезности продуктов при выборе еды. Среди тех, кто считает здоровье важнейшим критерием, 35% характеризуют свой собственный рацион как исключительно полезный, в отличие от 3% тех, кому польза пищи кажется неважной.

Еда со всеми удобствами

Самым незначительным по важности оказался критерий удобства приобретения и приготовления еды. Только 47% респондентов акцентируют внимание на этом аспекте. Степень внимания к удобству варьируется в зависимости от возрастной категории: оно важнее для молодежи. Молодые заняты работой, учебой и повседневной активностью, поэтому стремятся минимизировать временные затраты на приготовление пищи, выбирая готовые блюда или быстрые закуски. Старшее же поколение традиционно предпочитает тратить больше времени на приготовление домашней еды. Как отмечается в исследовании, взрослые и пожилые респонденты считают покупку продуктов — возможностью отдохнуть и готовы насладиться процессом готовки.

Доступность здорового питания в США

Большинство участников опроса уверены, что найти качественную еду поблизости достаточно легко. Две третьих респондентов (65%) заявили, что им нетрудно купить свежие и полезные продукты недалеко от дома. Лишь небольшая группа (13%) сообщила, что достать такие продукты сложно, а ещё 21% ответил, что 50/50.

Уровень дохода решает: люди с высокими заработками значительно чаще, чем низкооплачиваемые, подтверждают доступность качественных продуктов (79% против 53%).

Кроме того, доступность полезной еды разнится в зависимости от места проживания. Большинство опрошенных жителей городов и пригородов считают, что им просто купить здоровые продукты (65% и 69% соответственно). Сельским жителям приходится прилагать больше усилий для поиска качественной еды (лишь 57% ответили положительно).

Осведомленность о здоровой пище

Почти половина участников опроса (49%) уверены, что знают, какие продукты полезны для здоровья. Еще около 40% считают себя достаточно компетентными в этом вопросе, а 9% не уверены в своих силах и сомневаются в своей способности выбирать правильное питание.

При этом респонденты с высшим образованием считают, что лучше разбираются в принципах здорового питания по сравнению со среднеобразованными. Например, обладатели степени магистра или доктора наук на 18% чаще заявляют о высокой уверенности в своих знаниях о правильном питании. У окончивших колледж этот показатель составляет всего 42%.

Ожидаемо, что те, кто уверен в собственных знаниях о правильной пище, чаще отмечают, что их рацион соответствует стандартам здорового питания. 30% респондентов, кто выражает полную уверенность в своем знании, оценивает свой рацион как исключительно полезный или очень здоровый, в сравнении с 5% тех, кто испытывает неуверенность в своих познаниях.

Напротив, среди тех участников исследования, кто не доверяет своим знаниям о здоровой еде, 53% сообщили, что их еда далеко не идеальна с точки зрения полезности. Этот показатель почти в пять раз выше 11% высокообразованных, считающих, что их рацион не отличается полезностью.

Что думают о здоровом питании россияне

В декабре 2023 года Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с исследовательским центром «Ромир» опубликовали результаты исследования, посвященного взглядам россиян на здоровое питание.

Согласно исследованию «Здоровое питание», в 2023 году 75% респондентов положительно воспринимали идею здорового питания. Примечательно, что по сравнению с результатами 2022 года этот показатель вырос на 28%. Здоровое питание прочно закрепилось в тройке лидеров ассоциаций, связанных с ведением здорового образа жизни, а 62% опрошенных обозначили его как приоритетную составляющую.

Главным источником разногласий в ходе исследований остается вопрос: возможно ли экономное здоровое питание? В 2023 году эта проблема беспокоила свыше 41% участников опроса. При этом в 2022 году этот показатель достигал 46%. Что касается факторов, определяющих выбор продуктов питания, то кроме цены особую значимость имеет качество и состав продукта.

Летом того же года «Ромир» провел похожий опрос среди москвичей. Исследование показало, что 34% столичных жителей соблюдают принципы здорового питания, в то время как 22% игнорируют их. Остальные 44% респондентов рассказали, что иногда придерживаются правильного питания, а иногда отступают от него.

Причины следования здоровому рациону москвичей разнообразны. Основной мотивацией служит забота о здоровье — такую позицию озвучили 75% приверженцев правильного питания. Следующие по частоте причины — желание сохранить стройность фигуры и привлекательную внешность (44%) и намерение сбросить лишний вес (30%).Четверть опрошенных выбрали здоровое питание, стремясь улучшить состояние кожи, волос и ногтей, а 24% хотят поддерживать хорошую физическую форму. Причина медицинского характера тоже занимает значительную долю — 23% перешли на правильную пищу из-за проблем со здоровьем. Интересно, что около 9% последовали советам родственников.

Немаловажную роль играют экономические соображения — 10% убеждены, что благодаря такому питанию удаётся экономить средства. Наконец, около 6% признали, что придерживаются данной практики просто потому, что это модно.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
X5 Media
28.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.

Редакция ADPASS
14.11.2025