Реклама без разнообразия: WPP и Publicis отказались от принципов DEI
Второй по размеру выручки рекламный холдинг в мире, британский WPP Group, отказался от принципов разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI). В последнем годовом отчете, опубликованном на прошлой неделе, нет ни одного упоминания этих принципов, хотя британцы внедрили их в финансовую отчетность одними из первых. В отчете за 2023 год эти принципы повторялись более 20 раз, а WPP даже назвала себя «рекламным лидером в области разнообразия». Ранее лидер мирового рекламного рынка Publicis сократил должность директора по DEI и уволил всех сотрудников этого департамента.
Кризис инклюзивности: DEI стали политическими жертвами
В последнем годовом отчете, опубликованном 28 марта, генеральный директор WPP Марк Рид признал изменение политической динамики, отметил, что за последний год многое изменилось и для брендов стало сложно ориентироваться «во все более поляризованном политическом ландшафте».
«В сегодняшнем сложном мире насущный вопрос для брендов и организаций заключается в том, стоит ли заниматься социальными вопросами в условиях обострившейся общественной напряженности и как ориентироваться в ожиданиях различных аудиторий с конкурирующими взглядами на деликатные темы. Сейчас более важны операционная эффективность и распределение инвестиций», — заявил Марк Рид.
Отказ от инклюзивности: WPP идет по стопам Publicis
Отказ WPP от DEI не первый среди крупных компаний. Ранее Financial Times опубликовал список 200 американских компаний, которые убрали все упоминания DEI из годовых отчетов и со своих сайтов. Среди них — Google и его материнская компания Alphabet, Meta* Platforms, Ford Motors, Harley-Davidson, Boeing, American Airlines, Molson Coors, McDonald`s, Lowe’s и другие.
Из крупнейших рекламных групп первой стала французская Publicis Groupe. В январе 2025 года французы сократили должность директора по DEI и уволили занимавшую ее Джеральдину Уайт, которая проработала в компании десять лет. Одновременно с Уайт были уволены 13 сотрудников, находившиеся в ее подчинении.
Представитель Publicis Groupe заявил, что группа сейчас занимается пересмотром приоритетов в области разнообразия и инклюзивности.
Американские чиновники требуют от агентств отказаться от принципов разнообразия
Повальный отказ от некогда мейнстримных принципов разнообразия спровоцировала новая политика президента США Дональда Трампа. Через несколько дней после вступления в должность Трамп дал указание федеральным агентствам свернуть программы DEI, отправив государственных служащих по вопросам разнообразия, равенства и инклюзивности в оплачиваемый отпуск. После этого он подписал два указа, отменяющих инициативы DEI, принятые при президенте Байдене.
Администрация Трампа также оказывает давление и призывает отказаться от DEI европейские компании, которые ведут бизнес в США. По сообщениям рекламных агентств, официальные лица из правительства США разослали письма компаниям из Евросоюза, которые имеют договорные обязательства по контрактам с правительством, с предупреждением о том, что они должны соблюдать указ, запрещающий использование программ разнообразия, равенства и инклюзивности, если они хотят сохранить свои контракты.
Для подавляющего большинства крупных рекламных групп, за исключением японской Dentsu, американский рынок — крупнейший в их операциях, поэтом рекламистам приходится соглашаться с требованиями американских чиновников.
Федеральная комиссия по связи начала расследования в отношении Disney, ABC и NBC
Против некоторых компаний из США власти уже начали расследования из-за их приверженности политике разнообразия, равенства и инклюзивности. На прошлой неделе стало известно, что Федеральная комиссия по связи США (FCC) запустила расследование в отношении крупнейшей мировой медиакомпании Walt Disney.
Ведомство подозревает, что Disney до сих пор использует «возмутительные формы дискриминации DEI» при найме на работу и ставит приоритет для национальных меньшинств.
«Disney должна положить конец любым дискриминационным инициативам, а не только убрать название DEI со своего сайта», — говорится в письме FCC гендиректору Disney Бобу Айгеру.
Ранее комиссия начала аналогичное расследование в отношении телекорпораций ABC и NBC.
В феврале этого года Disney объявила о частичном сворачивании программ DEI.
«Disney меняет свои программы по разнообразию, равенству и инклюзивности, чтобы сконцентрироваться на коммерческих результатах. Изменения говорят о давлении, с которым сталкиваются бренды, пытающиеся приспособиться к новым ожиданиям второй эры Трампа», — написал в сообщении сотрудникам компании Боб Айгер.
По оценке Всемирного центра исследования рекламы (WARC), из-за макроэкономической неопределенности, тарифных войн и ужесточения регулирования в 2025 году мировой рекламный рынок вырастет лишь на 6,7% вместо ожидавшихся 7,6%. Наибольший вклад в корректировку прогноза WARC внесли инициативы президента США Дональда Трампа в сфере международной торговли. В начале апреля его администрация планирует ввести масштабные тарифы против торговых партнеров.