31.03.2025, 11:53

Журнал Variety выдвинул радикальные идеи по возвращению зрителей в кинотеатры

Кинопрокат в США никак не может оправиться от ковида. Стриминговые сервисы, резко увеличившие свою популярность в период пандемии и локдаунов, отбирают у мультиплексов потенциальных зрителей. Число проданных билетов и выручка кинотеатров в 2024 году оказались ниже, чем в 2023 году, не говоря уже о 2019 годе. Радикальные меры по спасению кинотеатров предложены в статье, опубликованной в Variety.

Спад в американском кинопрокате в цифрах

2019 год был последним нормальным годом в североамериканском кинопрокате. В кинотеатрах США и Канады в тот год было продано 1,225 млрд билетов. Это, правда, было чуть меньше, чем в 2018 году (1,311 млрд). Это было хуже, чем в рекордном 2002 году (1,576 млрд), но все-таки это было хорошо. Сейчас цифры 2019 года кажутся недостижимыми. В коронавирусном 2020 году, разумеется, произошел обвал. Из-за локдаунов в тот год только 220 млн американских и канадских зрителей посетили кинотеатры. Но после победы над COVID-19 спад кинопроката в Америке, казалось, ушел в прошлое. Зрителей становилось больше с каждым годом: 2021 год — 444 млн. 2022 год — 702 млн. 2023 год — 830 млн.

Но в начале 2025 года снова можно говорить о кризисе: в прошлом году впервые в постпандемийную эпоху посещаемость оказались хуже, чем годом раньше, — 823 млн.

Число проданных билетов (млн) в кинотеатрах США и Канады в 2001–2024 гг. Источник: Statista

По данным Сomcaste, выручка североамериканского кинопроката в 2019 году составила $11,3 млрд. В 2024 году она была ниже на 23,5% — $8,7 млрд. И даже на 3,3% ниже, чем в 2023 году ($9,04 млрд).

Кто виноват? Аналитики дружно указывают пальцами на стриминговые сервисы. Некоторые добавляют забастовки пролетариев Голливуда — актеров и сценаристов.

Стриминг — друг-соперник

Во время коронавирусных локдаунов кинотеатры пустовали, а людям все равно хотелось смотреть кино. Потому рост популярности видеосервисов потокового вещания был вполне логичен. С окончанием пандемии рост не остановился. 99% американских домохозяйств подписаны как минимум на один стриминговый сервис, а чаще на четыре. Борьбу за первое место ведут Amazon Prime Video и Netflix.

Рыночная доля сервисов потокового вещания видео в США. Источник: Evoca.tv

Но, как показал опубликованный в июле 2024 года опрос, проведенный технологической компанией Roku и National Research Group (NRG), стриминг не следует считать могильщиком киноиндустрии. Влияние стриминга на кинотеатры выглядит по-другому.

61% опрошенных любителей стриминга за последние шесть месяцев как минимум дважды побывали в кинотеатре. Если же учитывать тех, кто ходил в кино хотя бы один раз, то показатель возрастает до 74%. Мало того, самые заядлые любители потокового вещания заодно являются и самыми активными кинозрителями.

Каждый третий (32%) из тех, кто смотрит не менее 20 часов потокового видеоконтента в неделю, ходит в кинотеатр ежемесячно. Среди тех, кто меньше любит стриминг, ежемесячно посещает кинотеатр лишь каждый четвертый (27%).

Правда, только 34% опрошенных предпочитают смотреть новые релизы в кинозале.

Радикальные меры по спасению североамериканского кинопроката

Недавно назначенный на пост исполнительного директора по цифровым технологиям еженедельнике Variety Уильям Эрл опубликовал в своем издании статью «СМС, трава и споем вместе: четыре радикальные идеи по привлечению новой аудитории в кинотеатры».

Первая радикальная идея. В тех штатах США, где легализована марихуана, Эрл предлагает разрешить ее употребление в кинотеатрах. Не в зрительном зале, конечно, а в баре. Если такое предложение будет рассматриваться всерьез, у него, вероятно, будет мощная оппозиция — в лице производителей попкорна.

Вторая радикальная идея. Для привлечения молодежи, которая никогда не расстается со смартфонами, можно было бы разрешить пользование ими в кинозале. Опять же — разрешить не звонки, а обмен СМС и серфинг. Чтобы зритель чувствовал себя так же, как дома на диване. Если какой-то эпизод покажется скучным — можно залезть в соцсеть, а как только на экране опять появится что-то интересное — вернуться к просмотру. Чтобы не оттолкнуть зрителей с более консервативными привычками, можно устраивать раздельные сеансы — с эсэмэсками и без.

Третью идею по большому счету сложно считать радикальной. Она состоит в том, чтобы заманивать в зрительные залы людей с разными предпочтениями. Как это было, например, с фантами мюзиклов, для которых устраивали показы фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада», на которых весь зал мог хором подпевать Эльфабе, бросающей вызов закону всемирного тяготения. Повторные показы старых фильмов и кинофильмов. Опера, бокс и даже сериалы на киноэкране — пусть каждый найдет себе зрелище по душе.

Четвертая идея — сделать кинотеатры более доступными для людей с различиями в развитии и проблемами со здоровьем. Так, по данным некоммерческой организации Autism Speaks, у 1 из 35 детей и у 1 из 45 взрослых диагностировано расстройство аутистического спектра. Пока кинотеатры плохо приспособлены для таких зрителей. Но ситуация потихоньку меняется. Уже проводятся специальные сеансы, на которых громкость звука ниже, свет в зале не гасится, а зрителям разрешено негромко переговариваться — словом, сделано все, чтобы аутистам было комфортно.

Привлечению в кино людей, у которых есть проблемы со слухом (в США их число оценивается примерно в 48 млн человек), способствовали бы субтитры на экране («открытые субтитры»). Подобные киносеансы также уже организуются. Например, в штате Нью-Йорк в 2022 году был принят закон, по которому на фильмы с открытыми субтитрами должны приходиться 25% киносеансов с равномерным распределением по дням недели.

Все выдвинутые идеи по спасению кинопроката в Америке, независимо от степени радикализма, объединяет одно — дать кинозрителю то, что уже доступно потребителям стримингового видео.

Авторы:
Алексей Скворцов
Нравится: UCMS Group
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

X5 Media
28.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025