24.03.2025, 19:11

Мошенники накликали 13% рекламного трафика «Яндекса»

В 2024 году доля сложного для обнаружения мошеннического трафика в интернет-рекламе удвоилась. Речь идет о случаях, когда средства рекламодателей списываются за действия ботов, имитирующие поведение реальных пользователей (например, клики или переходы). По разным оценкам, доля фрода составила 13–15% от всех кликов по объявлениям рекламодателей, а потенциальный ущерб бизнесу мог превысить 10 млрд рублей. Эксперты предполагают, что в 2025 году эта цифра может вырасти до 18%, хотя активное развитие отечественных антифрод-систем может замедлить этот процесс.

Фотограф: Tima Miroshnichenko

В 2024 году возможные потери рекламодателей на сервисах «Яндекса» из-за мошенничества с конверсиями (поддельные целевые действия, за которые списываются средства из рекламных бюджетов) могли составить 10 млрд рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные компании. В «Яндексе» подчеркивают, что эта угроза напрямую связана с увеличением доли SIVT-фрода (трафика, имитирующего действия пользователей, который сложно обнаружить). В 2024 году SIVT-трафик показал двукратной рост и достиг 13% от общего числа кликов.

Для борьбы с фродом и фильтрации трафика «Яндекс» применяет свои нейросетевые технологии, которые позволяют выявлять роботов, чья активность схожа с ранее зафиксированными случаями мошенничества. Это позволило значительно повысить точность обнаружения SIVT-трафика в реальном времени и практически исключить ситуации, когда рекламные кампании блокировались из-за наплыва ботов. За 2024 год для защиты рекламодателей было заблокировано множество ресурсов на площадке «Рекламная сеть “Яндекса”» (РСЯ): 6,8 тыс. Telegram-каналов, 1,6 тыс. сайтов и около тысячи приложений, которые генерировали фрод-трафик.

Мнения экспертов

В своем комментарии изданию директор центра оптимизации и планирования рекламы МТС AdTech Антон Рыженко сказал, что, по информации Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), 94% профессионалов в сфере цифровой рекламы столкнулись с фродом. В связи с ростом объема мошеннического трафика борьба с ним становится одной из ключевых задач. Компания активно сотрудничает с внешними проверяющими организациями и внедряет решения от ведущих игроков рынка для обеспечения безопасности и прозрачности рекламных кампаний, рассказал Антон Рыженко.

Технический директор компании Admon.ai Сергей Игнатов считает, что доля SIVT-фрода в последние годы увеличивается и может достигать 15% от общего числа кликов в зависимости от канала и типа устройств. В то же время процент фрода в интернет-рекламе сохраняется на уровне 3–4%. По мнению эксперта, сумма 10 млрд рублей, сэкономленная благодаря борьбе с фродом, является вполне реальной.

Наиболее распространенными методами фрода в интернет-рекламе являются скликивание (клик-боты), генерация фальшивых лидов и создание фейкового трафика, пояснил ведущий эксперт по сетевым угрозам и веб-разработчик компании «Код безопасности» Константин Горбунов. Эти методы направлены на обман рекламодателей путем искусственного увеличения количества кликов, заполнения форм обратной связи ложными данными и накрутки рекламных показателей с использованием ботов или заинтересованных лиц.

Фрод-трафика в рунете

Согласно данным Weborama, в 2022 году кризис на рынке верификации, вызванный уходом иностранных компаний, привел к значительному увеличению объемов мошеннического трафика в российском интернете. В 2023 году этот тренд продолжился, однако в первой половине 2024 года темпы роста начали снижаться. В Weborama уточняют, что их оценки основаны на анализе внутренних данных компании.

Мошеннический рекламный трафик в мире

Компании Pixalate, специализирующаяся на защите от мошенничества, обеспечению конфиденциальности и соблюдению нормативных требований в рекламе для Connected TV (CTV), мобильных приложений и сайтов в октябре 2024 года представила отчет «Q3 2024 Global Click Fraud Benchmarks Reports for Mobile Apps, Desktop Web, & Mobile Web». В ходе исследования были проанализированы 39 млрд рекламных транзакций (кликов).

Основные выводы из отчета Pixalate:

Мошенничество с кликами на десктопах

  • 23% кликов по рекламе на десктопах были недействительными;

  • 45% недействительных кликов были вызваны недействительным трафиком (IVT) с устройств, работающих из центров обработки данных (ЦОД);

  • Самый таргетированный размер объявления: 970×250 px (55% кликов по этому размеру объявления были мошенническими);

  • Регионы с самыми высокими показателями мошенничества с кликами: самый высокий уровень мошенничества с кликами при просмотре интернет-рекламы на ПК был зафиксирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе (36% кликов — мошеннические), за ним следуют Латинская Америка (29%), Европа, Ближний Восток и Африка (27%) и Северная Америка (23%).

Мошенничество с кликами в мобильном интернете (при использовании мобильных браузеров)

  • 7% всех кликов по рекламе на мобильных устройствах/планшетах в мире были недействительными;

  • 65% недействительных кликов были отмечены как клик-фермы (6%) и IVT на базе центров обработки данных (59%).

  • Самый таргетированный размер объявления 970×250 px (59% кликов по этому размеру объявления были мошенническими);

  • Регионы с самыми высокими показателями мошенничества с кликами: Азиатско -Тихоокеанский (12%), за ним следуют регион Европа, Ближний Восток и Африка (10%), Латинская Америка (9%) и Северная Америка (8%).

Мошенничество с кликами в мобильных приложениях

  • 11% кликов в мобильных приложениях по всему миру были недействительными;

  • Основной тип мошенничества — повторные клики генерируют 55% недействительных кликов в мобильных приложениях;

  • Самый таргетированный размер объявления 320×480 px (уровень нецелевых кликов — 36%).

  • Самый высокий уровень мошенничества с кликами в рекламе мобильных приложений зафиксирован в Северной Америке (17%), затем идут Азиатско-Тихоокеанский регион (13%), Европа, Ближний Восток и Африка (10%) и Латинская Америка (8%).

Потери рекламодателей из-за фрода

В свою очередь, компания Lunio выпустила исследование «Wasted ad spend report 2024: The global impact of invalid traffic», в котором утверждается, что рекламодатели тратят на мошеннический трафик 8,5% своих бюджетов, или более $50 млрд. Среди мировых лидеров по доле фрода в рекламе оказались корпоративная социальная сеть LinkedIn (24,6%), сеть Google Video Partners (24,55%) и социальная сеть X (бывшая Twitter, 23,61%). Замыкают пятерку социальные медиа-компании Meta* (Facebook и Instagram**, 17,5%) и Pinterest (14%). В России средний уровень мошеннического трафика в 2022 году увеличился на 65% — до 16,8% от общего количества размещенной рекламы, по сравнению с 10,2% годом ранее.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
11.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025