ADPASS рекомендует материал к прочтению
dhprime
13.01.2025, 17:05

Кто должен платить отчисления в размере 3% за распространение рекламы в интернете с 2025 года?

На данный момент в Госдуме приняты в первом, втором и третьем чтении поправки к Закону о рекламе №38-ФЗ с введением налога (сбора) на распространение интернет-рекламы, который подразумевает необходимость того, что участникам каждой рекламной цепочки придется платить (отчислять) 3% с ежеквартального дохода при размещении рекламы в интернете.

Пока не опубликованы НПА (нормативно-правовые акты) от Роскомнадзора давайте постараемся разобраться по порядку, что да как насчет сути нововведений Правительства РФ и факта расчета отчислений за рекламу в интернете.

Итак, кто будет плательщиками, судя по документу, принятому в Госдуме?

Рекламораспространитель и Оператор рекламных систем

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Налогооблагаемая база определяется так для оплаты 3% рекламного сбора:

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Рассмотрим самую простую рекламную цепочку

Цепочка №1

РД — РР (владелец интернет-площадки как СЗ либо ИП).

Сумма по договору: 1300 руб (1000 рублей размещение рекламы + 300 рублей иные виды работ либо услуг по договору).

В ОРД в разделе Акты (кто должен отчитываться в своем ОРД по данному акту — здесь) при отправке данных в ЕРИР будет фигурировать вся сумма 1300 рублей, которая будет иметь место в бухгалтерском закрывающем документе от РР для РД.

А внизу акта в Разаллокации по изначальному договору должна будет указана сумма именно 1000 рублей, так как в данном поле всегда указывается сумма только та, которая имеет отношение непосредственно к факту размещения рекламы (без включения иных видов работ и услуг по договору).

На примере ОРД ОЗОН

Данная сумма, указанная в Разаллокации по изначальному договору, в размере 1000 рублей и будет, согласно закону, так называемой налогооблагаемой базой для исчисления 3%-го рекламного сбора.

В итоге СЗ для суммы в размере 1000 рублей оплатит 7 процентных пунктов налога со всей суммы: 1000×4% (классический налог СЗ) + 1000×3% (рекламный сбор с 2025 года) = 40+30=70 рублей, а Рекламодатель ничего платить не должен, так как с его стороны расходный договор, а не доходный

Естественно, СЗ также оплатит свой классический налог с суммы 300 рублей (300×4%=12 рублей) за доход по дополнительным работам не связанным с размещением рекламы, согласно договору

Цепочка №2

Рассмотрим более сложную рекламную цепочку в которой имеет место наличие посредника (например, рекламного агентства).

РД — Посредник (РА или ОРС*) — РР (владелец интернет-площадки).

*ОРС — здесь Оператор рекламных систем упомянут в качестве посредника, так как может распространиять рекламу как среди своей сети, так и среди сторонних РР (например РСЯ) как посредник.

Для корректности также стоит упомянуть нюанс насчет рекламных агентств как возможной отдельной сущности, которая упоминается в документе.

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Итак: А. Сумма до договору РД-РА: 1300 рублей. РА, как участник бизнес процесса хочет извлекать прибыль для себя (вознаграждение по агентскому договору), поэтому оставит у себя 300 рублей (налогооблагаемая база), а 1000 рублей отправит дальше направо по цепочке подрядчикам (РР) для непосредственного размещения рекламы, которая была заказана и утверждена РД, согласно медиа-плану.

Налог, который будет оплачен РА со своего фактического дохода: 300×3%= 9 рублей.

Б. Сумма по договору РА-РР: 1000 рублей. Она будет отображена внутри Акта ОРД в поле Разаллокация по изначальному договору (РД-РА), то есть вся сумма (в текущем примере), которую перечислила РА на счет РР предназначалась для размещения рекламы.

На примере ОРД ОЗОН

Данная сумма в поле Разаллокация по изначальному договору в размере 1000 рублей и будет налогооблагаемой базой.

А именно, РР должен будет оплатить 7 процентных пункта налога: 1000×4% (классический налог СЗ) + 1000×3% (рекламный сбор) = 40+30=70 рублей.

В итоге конкретно за рекламный сбор по всей цепочке: 9 рублей заплатит РА + 30 рублей заплатит РР = 39 рублей.

Вот эту денежку и планирует получить Правительство РФ в качестве сбора за распространение рекламы в интернете с 20225 года с каждой рекламной цепочки.

Рекламодатель

В отдельных случаях плательщиком рекламного сбора может выступать Рекламодатель, хотя это на первый взгляд нонсенс, так как Рекламодатель всегда платит деньги и у него имеет место расходный договор. Следовательно, нет факта получения дохода и нет налогооблагаемой базы для исчисления сбора в размере 3%.

Однако, варианты есть.

Смотрим, что в принятом Госдумой документе.

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Таким образом, если реклама размещается через зарубежные ресурсы (платформы) и ориентирована на потребителей в России, то российским компаниям и индивидуальным предпринимателям (Рекламодателям), которые организуют процесс размещения своей рекламы с помощью иностранных рекламных платформ ТРЕБУЕТСЯ оплачивать рекламный сбор 3% с их комиссии самостоятельно.

Другими словами, Рекламодатели будут являться налоговыми агентами иностранных платформ и обязаны будут перечислять со своего счета 3% от суммы вознаграждения, которая получила иностранная платформа при размещении рекламы Рекламодателя.

Подводя черту

Налоги на рекламу в интернете с более сложных рекламных схем будут исчисляться по аналогичному системному принципу. Они будут распределены и взыматься по цепочке с каждого участника при наличии фактического дохода у оного.

Какие цепочки имеется ввиду?

Например:

РД — РА1 — РА2 — РР либо.

РД — РА — ОРС (Яндекс Директ, ВК реклама и прочие) — РР либо.

РД — РА — Биржа блогеров (Telega.in, Wowblogger и прочие) — РР либо.

РД — Биржа блогеров — РР.

В итоге

Государство в лице Минцифры и Роскомнадзора основательно подготовилось к вводу данного налогового сбора с обозначения и фиксирования в ЕРИР налогооблагаемой базы, начав с введения закона о маркировке рекламы (статья 18.1. закона о рекламе 38-ФЗ) с обязательной отчетностью в ОРД с отправкой данных в ЕРИР.

P.S. Вишенка на торте: Где 3%, то там вскоре будет и 5%, а то и более…

UPD: Как видно в платной версии КонсультантПлюс, статья 18.2 для закона о рекламе 38-ФЗ по поводу отчислений в размере 3% за рекламу в интернете вводится ТОЛЬКО с 01.04.25.

На сайте КонсультантПлюс

Так вот, логично предположить, что первые платежи нужно будет производить за размещения со второго квартала, а не с первого квартала 2025 года.

Таким образом, как предположение, первый платеж за апрель-май-июнь будет необходим только в июле 2025 года.


В моем Телеграм вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора.

Вам понравится

Media Direction Group
05.11.2025
От показов к вовлечению: Новая формула продвижения в гейминге

Окружающая реальность перенасыщена рекламой, брендам всё сложнее увлечь аудиторию, а затем удержать её. В этой ситуации ключевое значение приобретают attention-метрики — показатели, измеряющие, как долго реклама была видимой и заметной для пользователя. Однако традиционные рекламные форматы зачастую сложно оценивать и планировать по attention-параметрам. В гейминге же рекламные возможности по своей природе находятся в центре внимания пользователя. В большинстве случаев они подразумевают прямое и активное взаимодействие с брендом, глубже вовлекая аудиторию в коммуникацию. Более того, игровые интеграции эффективно работают как инструмент лидогенерации, демонстрируя стоимость привлечения лида или заказа. Гейминг позволяет выстраивать работу с пользователями по усиленной воронке: от захвата внимания и глубокого вовлечения — к целевому действию — покупке, регистрации, подписке.