ЦСР: внутренний туризм переезжает на посуточную аренду
Рынок посуточной аренды в России демонстрирует стремительный рост. Его стимулирует цифровизация спроса, развитие внутреннего туризма и нехватка гостиничных номеров. На этом фоне все большую роль играют онлайн-платформы, через которые к 2030 году, согласно прогнозу Центра стратегических разработок, будет проходить более 70% бронирований.
Photo by Artem Beliaikin on Unsplash
К 2030 году онлайн тревел-агентства займут доминирующую позицию на рынке посуточной аренды жилья. Согласно исследованию Центра стратегических разработок (ЦСР), их доля вырастет с 45% в 2024 году (150 млрд рублей) до 71% в 2030 году (856 млрд рублей). В то же время доля альтернативных каналов, таких как офлайн-продажи и социальные сети, уменьшится с 55% (183 млрд рублей) до 29% (343 млрд рублей) за тот же период.
Эксперты подчеркивают высокий потенциал роста рынка краткосрочной аренды, что связано с развитием внутреннего туризма и нехваткой объектов размещения. В ЦСР ожидают, что к концу 2024 года объем рынка составит 333 млрд руб., а с 2024 по 2030 годы он будет расти в среднем на 24% в год, достигнув более 1,2 трлн руб. к 2030 году.
Эксперты ЦСР прогнозируют, что основным фактором роста рынка краткосрочной аренды жилья станет цифровизация спроса и предложения. Аналитики также выделяют «заметную тенденцию» перестройки рынка в пользу российских сервисов, сформировавшуюся на фоне ухода зарубежных платформ в 2022 году. Росту доли онлайн-сервисов также способствуют изменения потребительского поведения: почти половина (49%) россиян, путешествуя по стране, не обращается к услугам туроператоров и турагентств, а предпочитает планировать маршруты и забронировать размещение через онлайн-платформы самостоятельно.
Активному развитию рынка краткосрочной аренды в отдельных регионах способствует недостаточный номерной фонд, не в полной мере удовлетворяющий потребности путешественников.
В ЦСР подчеркивают, что ценовой фактор играет ключевую роль при выборе жилья. Это особенно актуально на фоне подорожания авиабилетов и трудностей с приобретением железнодорожных билетов в периоды отпусков и праздников. Согласно аналитике ЦСР, в сервисах «Суточно.ру», «Островок» и OneTwoTrip в сегменте краткосрочного размещения летом 2024 года цены увеличились на 15–20% по сравнению с предыдущим годом и достигли 5–6 тыс. рублей за ночь.В компании «Островок.ру» подтверждают, что доля онлайн-агентств будет расти в соответствии с общим трендом цифровизации всех секторов экономики. Туристы выбирают онлайн-платформ как простой и удобный способ организации поездок. При этом выбор туристов не зависит от того, путешествуют ли они внутри страны или за ее пределами.
По прогнозу МТС Travel, к 2030 году доля онлайн-сегмента рынка посуточного размещения туристов вырастет до 70%.
Согласно данным «Суточно.ру», в 2024 году в России в краткосрочную аренду будет сдаваться около 300 000 объектов, что на четверть больше, чем в прошлом году. Согласно информации Росстата, на начало года количество средств коллективного размещения, включая отели и гостиницы, превышает 1,1 миллиона номеров.
Увеличение популярности краткосрочной аренды в туристической сфере связано прежде всего с подорожанием гостиниц, особенно в сегменте средних цен, считают в CORE.XP. Туристы ищут альтернативные варианты размещения, такие как краткосрочная аренда. На фоне роста внутреннего туризма на популярных туристических направлениях, особенно в праздничные дни, наблюдается высокая заполняемость коллективных средств размещения. Это делает краткосрочную аренду еще более привлекательным вариантом для тех, кто хочет найти жилье в нужное время и нужном месте. По данным Росстата, в период с января по сентябрь 2024 года доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг (без учета НДС и других налогов) увеличились на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив 717 млрд рублей.
Тем не менее оценить сегмент краткосрочной аренды сложно из-за значительной доли объектов, находящихся в «серой зоне». В CORE.XP прогнозируют рост внутреннего туризма в 2025 год. Одним из возможных драйверов называют приток путешественников из-за рубежа. При этом тарифы на проживание также увеличатся, что связано с инфляцией, введением туристического налога и увеличением НДС для компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Волатильность обменного курса иностранной валюты также может сыграть роль в динамике внутреннего туризма в стране.