Google захромал. Власти США заставят монополиста продать браузер Chrome
Рекламная машина Google, приносящая ежегодно $250 млрд (более трех четвертей выручки компании), рискует лишиться одного из ключевых инструментов сбора данных — самого популярного в мире браузера. Власти США считают, что принудительная продажа Chrome наряду с мерами в отношении Android и ИИ-продуктов ослабит контроль поисковика, ранее признанного монополистом, над рынками интернет-поиска и рекламы. Окончательное решение будет принято судом не раньше августа 2025 года, но аналитики уже строят гипотезы о возможных покупателях, упоминая в том числе и OpenAI, владельца ChatGPT.
Минюст США в среду попросит федерального судью Амита Мехту, ранее признавшего Google монополистом на рынках онлайн-поиска и контекстной рекламы, обязать владеющую поисковиком корпорацию Alphabet продать один из своих ключевых продуктов, браузер Chrome. Об этом сообщил во вторник Bloomberg со ссылкой на анонимные источники. Издание называет такую меру воздействия «беспрецедентной попыткой сломить доминирующее положение одной из крупнейших технологических компаний мира». Минюст также планирует предложить меры, касающиеся решений на основе искусственного интеллекта, мобильной платформы Android и доступа других компаний к данным Google. Если продажа Chrome и другие предложенные чиновниками шаги «по устранению последствий незаконной деятельности» будут реализованы, рынки интернет-поиска, интернет-рекламы и искусственного интеллекта ждут радикальные перемены. Впрочем, в администрации не исключают возможность отложить требование продажи Chrome, если другие предложенные меры окажутся достаточно эффективными для восстановления конкуренции.
История дела
Разбирательство в отношении Google, запущенное еще в годы первого президентства Дональда Трампа, стало самой радикальной попыткой антимонопольных властей приструнить IT-гиганта со времен попытки разделить Microsoft в 2000 году. Минюст обвинил Google в нарушении антимонопольного законодательства в октябре 2020 года. Ведомство указало, что через эксклюзивные контракты с Apple, Mozilla и другими, обязывающие устанавливать Google в качестве поиска по умолчанию, компания заблокировала конкурентам путь на рынок, помешала инновациям и ограничила выбор для потребителей. Дело было передано в суд в сентябре 2023 года. 5 августа 2024 года судья Амит Мехта признал Google монополистом на рынке поисковых систем. Он назначил на апрель 2025 года двухнедельные слушания по предложенным мерам воздействия, а окончательный вердикт вынесет к августу. Google пообещала подать апелляцию.
В последние три месяца в рамках подготовки рекомендаций представители минюста встречались с десятками компаний. Некоторые дополнительные предложения еще обсуждаются, так что детали могут измениться. Как уточнили источники, от более радикальных вариантов, предусматривавших продажу мобильной платформы Android или раздел Google, власти отказались.
Официальных комментариев в минюсте изданию не предоставили, а в Google обвинили чиновников, среди прочего, в предательстве национальных интересов. «Министерство юстиции продолжает продвигать радикальную повестку, выходящую далеко за рамки юридических вопросов этого дела, — сказала Bloomberg вице-президент Google по регуляторным вопросам Ли-Энн Малхолланд. — Попытки правительства вмешиваться таким образом навредят потребителям, разработчикам и лидерству Америки в технологической сфере именно в тот момент, когда это наиболее необходимо».
Акции Google, с начала года подорожавшие на четверть, на вечерних торгах в понедельник упали на 1,8%, до $172,16.
Аналитики указывают, что найти подходящего покупателя на такой уникальный актив будет непросто — среди обладающих нужными ресурсами кандидатов, таких как Amazon, многие также находятся под антимонопольным наблюдением, что может осложнить сделку. Мандип Сингх из Bloomberg Intelligence отметил, что считает включение в вердикт суда обязательства продать Chrome «крайне маловероятным». Однако он предположил, что покупателем могла бы стать OpenAI. «Это дало бы ей доступ к рекламному бизнесу и платформе дистрибуции, чтобы дополнить заработки на продаже подписок ChatGPT», — сказал эксперт.
Как Google зарабатывает на Chrome
Как рассказали собеседники Bloomberg, антимонопольные органы предложили заставить Google продать Chrome, так как это один из основных каналов, через которые пользователи взаимодействуют с поиском компании. Доля Google на рынке интернет-поиска в мире составляет почти 90%. Он не является крупнейшим игроком лишь в нескольких странах, включая Россию, где у американского поисковика всего 26% рынка, а 72% — у «Яндекса» (данные StatCounter за октябрь 2024).
История Google Chrome
Крупнейший мировой поисковик выпустил собственный браузер в сентябре 2008 года. На тот момент лидером рынка был Internet Explorer (IE) — браузер Microsoft, поставлявшийся вместе с Windows — с долей около 74%. За ним следовали Mozilla Firefox (18%) и Apple Safari (2,4%). Благодаря скорости, простоте интерфейса и интеграции с поиском Google Chrome быстро завоевывал популярность. Уже к 2012 году он обогнал IE, став самым популярным браузером в мире. В 2016 году Chrome занял более половины глобального рынка, а сегодня его доля составляет около 67% (данные StatCounter за октябрь 2024, все платформы). Ближайшие конкуренты — Apple Safari (18%) и Microsoft Edge (5,25%) — значительно отстают.
Chrome, как самый популярный в мире браузер (почти 67% рынка, в США — 61%), играет ключевую роль в рекламном бизнесе Google. Миллиарды пользователей, каждый день открывая в нем сайты на компьютерах и смартфонах, подпитывают корпорацию данными о своем поведении, помогающими более эффективно нацеливать рекламу. Из $253 млрд выручки, полученных Alphabet за первые три квартала 2024 года, на рекламный бизнес пришлось $192 млрд или 76%.
Также Chrome стал инструментом для продвижения флагманского ИИ-продукта Google — Gemini, который, как ожидают отраслевые эксперты, постепенно будет трансформироваться из чат-бота в виртуального ассистента, сопровождающего пользователя по всему интернету. СМИ писали, что эта функция может быть реализована в виде надстройки над браузером Chrome.
Android без Google Play и другие меры
В подготовленный минюстом список мер также включено предложение отделить мобильную платформу Android от встроенных в нее продуктов Google — магазина приложений Google Play, поиска, карт и т.д. Сейчас все производители Android-смартфонов, за исключением попавшей под санкции китайской Huawei, обязаны поставлять операционную систему на своих смартфонах в указанной Google комплектации и с настройками, обеспечивающими сервисам компании максимальную видимость.
Еще один возможный способ восстановить конкуренцию, который предложат суду в администрации — обязать Google лицензировать результаты поиска и данные о пользовательских запросах и кликах другим компаниям. Сейчас Google уже продает доступ к поисковым результатам, но с ограничениями, например запретом на их использование в мобильных приложениях. Обязательное лицензирование позволило бы конкурентам (например, ИИ-поисковикам Perplexity или SearchGPT от OpenAI) быстрее улучшать свои продукты, а доступ к данным о поведении пользователей — строить собственные поисковые индексы.
Кроме того, чиновники считают нужным дать владельцам сайтов больше возможностей защищать свой контент от использования в сервисах искусственного интеллекта компании. Google активно продвигает Gemini через поиск, показывая над привычным списком ссылок блок «ИИ-обзор» (AI Overview) с готовым ответом на запрос пользователя. Его генерирует ИИ на основе данных сразу с многих сайтов. Их владельцы жалуются, что теряют трафик и доходы от рекламы, так как пользователи редко переходят по ссылкам на источники в ИИ-обзорах. В то же время, они не могут позволить себе заблокировать индексацию своих сайтов искусственным интеллектом Google для «обзоров», так как в этом случае их позиции в поиске упадут и они, вероятно, потеряют еще больше.
Антимонопольные органы также хотят добиться большей прозрачности для рекламодателей, дав им больше контроля над тем, где именно Google показывает их объявления.