Сегодня будущий дизайнер выбирает конкретное направление еще на этапе обучения. Затем молодые дизайнеры начинают работать по выбранной специализации, и чем выше они поднимаются по карьерной лестнице, тем все более специфичной становится их работа.
Можно выделить семь магистральных направлений в интернет-дизайне. Графические дизайнеры — специалисты в цифровой графике и печатной продукции, они делают макеты, логотипы, иконки и разрабатывают шрифты. Цифровые художники (digital illustrator) создают персонажей в комиксах и графических романах, коллажи, а также цифровые арт-объекты (digital art-арт). 3D-дизайнеры работают над трехмерной графикой. Дизайнеры по движению (motion-design) специализируются на анимированной графике, они оживляют картинки и придают им интерактивность. Внимание веб-дизайнеров сосредоточено на создании сайтов. Задача UX-дизайнера (user experience) — построить удобную схему работы интерфейса, выдав технические задания для программистов и протестировав прототипы. UI-дизайнер (user interface) воплощает прототипы, полученные от UX-дизайнера: начиная от общего фона страницы и заканчивая расположением иконок, слайдеров и логотипов на ней.
Еще два-три года назад мультидисциплинарность в интернет-дизайне была не в чести. Индустрия декларировала, что узкая специализация — одна из ключевых составляющих при создании качественного продукта. Бренды и агентства искали дизайнеров, имеющих одну максимум две узкие специализации.
Однако в 2020-м в пандемию многие компании начали менять организационную структуру, и сотрудники стали совмещать несколько функций. С тех пор этот процесс только набирает обороты и имеет все шансы остаться с нами надолго. Мне кажется, что для этого есть все предпосылки — от экономических коллизий, до новых способов творчества и самовыражения.
Сегодня работодатели думают, что мультидисциплинарный дизайнер — это кудесник, который сможет в одиночку закрыть сразу несколько направлений. Дизайнеры, которых профессия приучила чутко следовать пожеланиям заказчика, оценили новое веяние и поняли, что перед тем, кто позиционирует себя как специалиста широкого профиля, все двери, включая те, что ведут в кассу, открываются значительно легче.
Мультидисциплинарный дизайнер — это тот, кто может создавать продукты минимум в трех различных направлениях. Например брендинге, motion-дизайне и веб-дизайне на одинаково высоком уровне. Попасть в высшую лигу востребованных кадров вряд ли получится, только выполняя вынужденные эпизодические задачи, которые лежат вне поля основной специализации. Здесь важен системный подход к своим навыкам и продуманная работа над теми из них, которые нужно прокачать.
Для себя я сформулировал три метода, позволяющих значительно расширить экспертизу: