27.09.2022, 10:08

Един в трех лицах: тренд на мультидисциплинарность в интернет-дизайне

Единый некогда народ интернет-дизайнеров в последние годы, казалось бы, окончательно разделился на десяток племен. Уровень фрагментации в отрасли зашкаливает: графические дизайнеры и цифровые художники, 3D- и motion-дизайнеры, веб- и UI-дизайнеры говорят на разных языках. Однако креативный директор агентства Proximity (входит в BBDO Group) Александр Перельман уверяет, что спрос на узких профессионалов снижается и что в ближайшее время рынком будут востребованы мультидисциплинарные специалисты по дизайну.

Сегодня будущий дизайнер выбирает конкретное направление еще на этапе обучения. Затем молодые дизайнеры начинают работать по выбранной специализации, и чем выше они поднимаются по карьерной лестнице, тем все более специфичной становится их работа.

Можно выделить семь магистральных направлений в интернет-дизайне. Графические дизайнеры — специалисты в цифровой графике и печатной продукции, они делают макеты, логотипы, иконки и разрабатывают шрифты. Цифровые художники (digital illustrator) создают персонажей в комиксах и графических романах, коллажи, а также цифровые арт-объекты (digital art-арт). 3D-дизайнеры работают над трехмерной графикой. Дизайнеры по движению (motion-design) специализируются на анимированной графике, они оживляют картинки и придают им интерактивность. Внимание веб-дизайнеров сосредоточено на создании сайтов. Задача UX-дизайнера (user experience) — построить удобную схему работы интерфейса, выдав технические задания для программистов и протестировав прототипы. UI-дизайнер (user interface) воплощает прототипы, полученные от UX-дизайнера: начиная от общего фона страницы и заканчивая расположением иконок, слайдеров и логотипов на ней.

Еще два-три года назад мультидисциплинарность в интернет-дизайне была не в чести. Индустрия декларировала, что узкая специализация — одна из ключевых составляющих при создании качественного продукта. Бренды и агентства искали дизайнеров, имеющих одну максимум две узкие специализации.

Однако в 2020-м в пандемию многие компании начали менять организационную структуру, и сотрудники стали совмещать несколько функций. С тех пор этот процесс только набирает обороты и имеет все шансы остаться с нами надолго. Мне кажется, что для этого есть все предпосылки — от экономических коллизий, до новых способов творчества и самовыражения.

Сегодня работодатели думают, что мультидисциплинарный дизайнер — это кудесник, который сможет в одиночку закрыть сразу несколько направлений. Дизайнеры, которых профессия приучила чутко следовать пожеланиям заказчика, оценили новое веяние и поняли, что перед тем, кто позиционирует себя как специалиста широкого профиля, все двери, включая те, что ведут в кассу, открываются значительно легче.

Мультидисциплинарный дизайнер — это тот, кто может создавать продукты минимум в трех различных направлениях. Например брендинге, motion-дизайне и веб-дизайне на одинаково высоком уровне. Попасть в высшую лигу востребованных кадров вряд ли получится, только выполняя вынужденные эпизодические задачи, которые лежат вне поля основной специализации. Здесь важен системный подход к своим навыкам и продуманная работа над теми из них, которые нужно прокачать.

Для себя я сформулировал три метода, позволяющих значительно расширить экспертизу:

1. Искать супер-команду

Невозможно остаться свежим огурцом в банке с солеными. Тот, кто работает рядом с профессионалами своего дела, получает возможность научиться у них самым разным вещам. Команда профессионалов с разными навыками и специализациями — мечта дизайнера, задумавшегося о расширении своего кругозора. Моей основной специализацией изначально были брендинг и упаковка. Однако однажды мне довелось делать ролик «Лондонского портера» от пива «Охота» со знаменитым английским футболистом Винни Джонсом в главной роли. Работать пришлось в тесной связке со сценаристом: наша команда создавала стиль ролика, искали подходящую музыку. Режиссером этого видео стал датчанин Суне Сёренсен, лауреат Каннского кинофестиваля, призер фестивалей рекламы Epica, One, D& AD, Eurobest, Creative Circle.

2. Делать то, в чем не разбираешься

Если поступило предложение сделать что-то, что вы раньше не делали — соглашайтесь, не раздумывая. Скорее всего, сперва будет больно, но эффективность «бразильского метода» (кто хочет жить — тот выплывет) сложно переоценить. В процессе придется много общаться с профессионалами, которые точно понимают в новой сфере гораздо больше вас. Можно завести полезные знакомства и наработать нужные контакты. Иногда один только процесс постановки задачи способен открыть новые горизонты, не говоря уже о полноценной реализации проекта. По крайней мере, со мной было именно так: мне предложили поработать над проектом сайта делового квартала «Сколково Парк». На тот момент создание сложносочиненной концепции сайта и проработка коммуникации подобных многокомпонентных проектов были для меня, что называется терра инкогнито. Но я согласился, и решил, что, приняв этот вызов, смогу многому научиться. Я не ошибся: в рамках проекта мне удалось не только разработать концепцию сайта, но и погрузиться в новую для меня тему — WebVR (браузерный интерфейс прикладного программирования для доступа к устройствам виртуальной реальности).

Деловой квартал «Сколково парк» — официальный сайт делового квартала «Сколково Парк» от застройщика (skolkovoforbusiness.ru)

3. Беритесь за неоплачиваемые проекты

Сделайте проект бесплатно, если он позволяет развить навыки. Можно предложить свою помощь команде, которая делает проект в интересующей вас специализации: вам объяснят, что нужно делать, вы изучите контекст и получите качественную работу в свое портфолио. Правда, решив пойти этим путем, стоит придерживаться нескольких простых правил: на входе в проект четко обозначить границы своей ответственности, определить количество выполняемых вами итераций, а также договориться о том, что после того, как проект будет завершен, вы сможете рассказывать о своем участвовали в работе над ним.

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Haiku AI
21.03.2024
YARD
05.03.2024
CORUNA BRANDING
04.03.2024
Бизнес-школа БИЗНЕС ИНСАЙТ
03.03.2024