Всё на оборот: смогут ли российские маркетплейсы заработать деньги западных ритейлеров
За счет параллельного импорта выручка маркетплейсов может вырасти на 100 млрд рублей в год. Эти цифры соответствуют обороту двадцати остановивших работу в России крупных ритейлеров за прошлый год, в числе которых — Adidas, Puma, Zara, H&M и другие компании. С учетом того, что суммарная выручка Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркета» в 2021-м составила 438,4 млрд рублей, речь идет о четверти доходов крупнейших игроков. Некоторые маркетплейсы уже создают собственные подразделения для параллельного импорта товаров.
Бренды вернутся окольными путями
Уход иностранных брендов позволит увеличить маркетплейсам выручку на сумму, сопоставимую с оборотом крупнейших торговых сетей, передают «Ведомости» с ссылкой представителей Центра развития перспективных технологий, оператора национальной системы маркировки «Честный знак». По данным центра, в прошлом году продажи крупнейших продавцов одежды и обуви, а также ритейлеров, занимавшихся реализацией продукции легкой промышленности, составили 99,3 млрд рублей.
₽51,2 млрд
объем продажи 20 крупнейших по выручке сетей за 2021 год
₽48,1 млрд
выручка ритейлеров, реализующих продукцию легкой промышленности за 2021 год
21%
из 160 остановивших продажи компаний приходится на бренды одежды
по данным Knight Frank
Аналитики «Честного знака» считают, что параллельный импорт позволит получить сопоставимый доход маркетплейсам, которые станут основными площадками для реализации продукции ушедших брендов, ввезенной из других стран. Это обусловлено тем, что спрос на товары таких ритейлеров еще длительное время останется высоким, объясняют эксперты.
Чтобы такие прогнозы сбылись, через маркетплейсы должен пройти тот же объем товаров, который ранее продавался через официальные сети. На практике это труднореализуемо. Большинство экспертов полагают, что параллельный импорт позволит компенсировать привычные объемы поставок лишь частично. Так, Александр Арский, доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России, рассказал изданию «Аргументы и факты», что параллельный импорт способен заменить традиционный лишь на 30-40%. В некоторых сегментах ситуация сложнее. Например, в сфере техники и электроники поставки по схеме параллельного импорта на начальных этапах составят не более 10% от прежнего уровня, полагает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей.
Если ориентироваться на эти оценки, то вместо 100 млрд рублей дополнительной выручки маркетплейсы получат около 30-40 млрд. Для сравнения, выручка одного только Ozon в прошлом году выросла на вдвое большую сумму — 73,8 млрд рублей.
По итогам прошлого года лидером по выручке среди мультикатегорийных маркетплейсов стал Wildberries, получивший 224,94 млрд рублей (на 32,5% больше, чем годом ранее). Выручка Ozon составила 178,2 млрд, «Яндекс.Маркета» — 35,3 млрд рублей.
Маркетплейсы врываются в новую реальность
Мультикатегорийные маркетплейсы станут главными выгодоприобретателями ухода иностранных компаний из России, согласны гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров и партнер аналитической компании Data Insight Борис Овчинников. Главными преимуществами таких площадок являются гибкость и способность работать одновременно с большим количеством продавцов, уверены эксперты. Овчинников отмечает чрезвычайно высокие темпы перетока покупок из офлайна на интернет-площадки — только в мае, по данным Data Insight, число заказов интернет-магазинов почти удвоилось год к году.
Ozon и «Яндекс.Маркет» создают собственные схемы импорта товаров в Россию. Так, в июне «Яндекс.Маркет» опубликовал несколько связанных с международными закупками вакансий, выяснил «Коммерсантъ». Источники издания сообщили, что первые партии товаров ушедших из России иностранных брендов в сегменте электроники и бытовой техники уже прибыли на склады онлайн-ритейлера.
Собственными поставками с помощью параллельного импорта планирует заниматься и Ozon. Сергей Беляков, управляющий директор маркетплейса, рассказал, что в будущем на площадке могут появиться даже товары люксовых брендов, которые раньше вообще не были представлены в РФ.
Wildberries рассчитывает, что ввоз полностью обеспечат продавцы площадки, и начнет заниматься параллельным импортом самостоятельно только в случае дефицита товаров.
21 июня Госдума приняла Закон о легализации параллельного импорта во втором и третьем чтении. В соответствии с текстом документа использование исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в товарах и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы, не будет считаться нарушением.
В апреле Минпромторг обнародовал перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешений владельцев товарных знаков. В него вошли около 50 групп товаров более 200 брендов, включая продукцию Apple, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Huawei, Lenovo, Volvo, X-Box, Henkel и другие.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Зарубежные производители электроники, в 2022 году объявившие о временной или полной остановке работы в России и заморозившие рекламную активность, не хотят терять российский рынок. В ходе опроса агентства TelecomDaily выяснилось, что в 2023 году рекламная активность иностранных поставщиков, в том числе Honor, Xiaomi, Samsung, Acer, достигла 65-100% к уровню 2021 года. Ушедшие производители делегировали право распоряжаться своими рекламными бюджетами локальным партнерам — дистрибьюторам, маркетплейсам и ритейлерам. В результате свою долю на рынке удалось сохранить лишь Apple, у Samsung она снижается, а у бывших игроков второго эшелона — растет.
Интерес к интернет-торговле проявили сразу две ветви власти – законодательная и исполнительная. В Госдуму внесен законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов. Депутаты предлагают урезать комиссию, взимаемую платформами с продавцов, и запретить площадкам брать деньги с покупателей за возврат товара. Одновременно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пообещала вернуться к доминирующим маркетплейсам и интернет-агрегаторам, отменив мораторий на антимонопольный контроль, который действовал с 2022 года. Дров в регуляторный костер подбросили и сами участники рынка: Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) пожаловалась в ФАС на несправедливые выплаты компенсаций продавцам, чьи товары сгорели в январском пожаре на складе Wildberries в Шушарах.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы