18.04.2022, 12:26

Первый маркетплейс пошел

В России появилась еще одна альтернатива магазинам приложений App Store и Google Play — RuMarket. В отличие от другого активно продвигавшегося в СМИ проекта NashStore, новый маркетплейс уже доступен для скачивания на Android. Пока на площадке представлено всего 16 приложений — в основном банки и городские сервисы. Создатель площадки, гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский, планирует вложить в проект около 100 млн рублей. Однако эксперты напоминают, что даже экосистемам непросто сделать магазин приложений, который окупит затраты на разработку и продвижение.

Демоверсия нового маркетплейса уже доступна для скачивания на сайте RuMarket. Пока в нем представлены шестнадцать приложений, включая финансовые «ВТБ Онлайн», «ВТБ — Мои инвестиции», «Альфа-банк», «Промсвязьбанк», «Банк Открытие», ПСБ и «Мультибонус», городские сервисы «Наш город», «Моя Москва», «Электронный дом Москва», «Активный гражданин» и «Госуслуги Москвы», электронный дневник для московских школьников «Дневник МЭШ», официальное приложение «Метро Москвы», сервисы для навигации «Парковки России» и «Московский транспорт», а также сервис для прямого пополнения карт «Тройка».

Источником финансирования проекта станут частные инвестиции Сморгонского и группы IT-предпринимателей, имена которых не раскрываются, пишет «Коммерсантъ».

Анатолий Сморгонский с 2019 года возглавляет российское подразделение сервиса заказа такси Gett. С 2013 года занимал пост исполнительного директора — директора департамента продуктов и маркетинга ОАО «Ростелеком». В конце ноября 2013 года назначен заместителем генерального директора Yota — директором по операциям. Спустя полгода занял должность генерального директора Yota. В 2016-м разрабатывал стратегию «Сбербанка» по запуску виртуального сотового оператора.

По словам представителей сервиса, в данный момент ведутся переговоры с более чем 100 разработчиками, включая «Сбер», «Яндекс» и VK. В пресс-службе «Яндекса» уточнили, что готовы рассмотреть возможность размещения своих продуктов на новых маркетплейсах, если те «будут отвечать стандартам качества и безопасности».

О монетизации говорить рано

Первая версия RuMarket будет бесплатна для пользователей и разработчиков, отметили представители сервиса. По словам Сморгонского, возможностей для монетизации много: начиная от комиссий и заканчивая продажей рекламного инвентаря.

Карен Казарян, гендиректор Института исследований интернета, рассказал «Коммерсанту», что магазин приложений может монетизироваться за счет комиссий, которые платят разработчики, и различных услуг для них, в том числе продвижения. Но подобные проекты требуют значительных затрат. Так, в 2020-м году «Яндекс» закрыл просуществовавший около семи лет магазин приложений «Яндекс.Store». Значительные расходы на этот проект не окупались, напомнил Казарян. По словам Казаряна, магазин приложений требует затрат на облачные хранилища, инфраструктуру для доставки (CDN), безопасность, API (Application Programming Interface, интерфейс программирования приложений), контроль версий, платежный шлюз. Реализовать подобный проект в рамках госзаказа смогут только крупные экосистемы вроде «Сбера» и «Яндекса», считает эксперт.

Лицензионный вопрос

Портал «Код Дурова» выяснил, что новый маркетплейс RuMarket создан на базе каталога свободных приложений F-Droid для Android, разработанного британским программистом. На это указывают наличие в исходном коде приложения ссылок на форум F-Droid, его репозиторий в GitLab, а также страницы для добавления RuMarket в каталог клиента F-Droid. В этом случае российские разработчики нарушают условия лицензии F-Droid GNU GPL V3, отмечает издание. По условиям этого лицензионного соглашения, сторонние разработчики вправе модицифировать клиент F-Droid при условии указания исходного кода клиента. Поскольку RuMarket нигде не упоминает F-Droid, это нарушает лицензию магазина, отмечает портал Wylsa.com.

Битва маркетплейсов

В конце марта АНО «Цифровые платформы» анонсировали запуск альтернативного российского магазина приложений NashStore. Владимир Зыков, гендиректор АНО «Цифровые платформы», отметил, что команда планирует запустить сервис 9 мая. Зыков утверждает, что с проектом уже сотрудничают более 700 компаний.

На прошлой неделе разработчики NashStore направили письмо главе Минцифры Максиму Шадаеву с просьбой включить их приложение в перечень предустановленных приложений для гаджетов, продаваемых в России.

По данным государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, в прошлом году выручка АНО «Цифровые платформы» составила 381 тыс. руб., сократившись на 80% год к году. Чистая прибыль снизилась на 92,3%, составив 7 тыс. рублей. С 2019 года организацию возглавляет Арсений Щельцин, ранее руководивший проектами Института развития интернета, а с 2013 по 2015 год возглавлявший департамент интернет-коммуникаций ЦИК «Единая Россия».

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?