Рекламный недотриллион: объем рекламного рынка России в 2024 году вырос на 25% до 980 млрд рублей
Российский рекламный рынок в прошлом году увеличился к предыдущему году на 25% до 980 млрд рублей, согласно усредненной ADPASS оценке семи крупнейших рекламных групп OMD OM Group, «Оккам», «Родная речь», Sky Alliance, NMi Group, АДВ и Media Direction Group. В 2025 году, по прогнозам участников рынка, рост его объемов замедлится. В среднем до 20% при объеме рынка рекламы в 1,1 трлн рублей.
Объем рынка рекламы в 2024
Как рассчитывались данные по состоянию рынка рекламы
ADPASS усреднил оценки рекламных групп OMD OM Group, «Оккам», «Родная речь», Sky Alliance, NMi Group, АДВ и Media Direction Group, предоставивших данные «Ведомостям».
Три группы — OMD OM Group, Media Direction Group и NMi Group — давали оценку по методике, введенной Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) в 2023 году. АКАР сегментирует объемы рекламы не по медиа, а по типам контента: видео (ТВ и онлайн-видео), аудио (радио и онлайн-аудио), интернет-сервисы, out of home (наружная реклама, включая классические и цифровые рекламоносители, транзитная и indoor-реклама) и издательский бизнес (печатные и онлайн-версии газет и журналов).
Четыре игрока — «Родная речь», «Оккам», АДВ и Sky Alliance — рассчитывают объем рекламного рынка в России в 2024-м по старой методике, во всех ключевых медиа: на телевидении, радио, в OOH (наружная реклама, реклама на внешних и внутренних поверхностях транспорта и экранах внутри помещений), в интернете и прессе.
Как изменился рынок рекламы в России в 2024 году
Объем российского рекламного рынка по итогам 2024 года увеличился на 25% и достиг 980 млрд рублей. Это усредненные показатели оценки семи крупнейших рекламных групп, опрошенных «Ведомостями».
Рост рынка в 2024 году ниже темпов увеличения его объема в 2023 году. В 2023-м, по данным АКАР, российская реклама показала рост на 30% до 730,7 млрд рублей, который стал рекордным за всю историю. В первые три квартала 2024-го рынок вырос на 25% к аналогичному периоду 2023-го до 630 млрд рублей.
По последнему консенсус-прогнозу ADPASS, опубликованному в декабре 2024-го, группы оценивали рост рекламного рынка в 2024 году в 26% без ритейл-медиа и в 41% с учетом этого сегмента.
Состояние рынка рекламы в России в 2024
По усредненной ADPASS оценке групп самым быстро развивающимся сегментом российского рекламного рынка в 2024 году стала реклама вне дома. Сегмент прибавил 37% к 2023 году. В тройке лидеров по темпам роста также аудио (+30%) и видео (+26%). У интернет-сервисов — плюс 24%, у издательского бизнеса — плюс 14,5%.
Группы, оценивающие объемы по медиа, поставили на первые места по динамике роста в 2024 году OOH (в среднем +30%), интернет-сервисы и ТВ (по 26%). У радио средний прирост — плюс 25%, у рекламы в прессе — плюс 4%.
Среди драйверов развития рекламного рынка в России группы называют увеличение рекламных бюджетов у финансовых компаний, ритейлеров и экосистем, китайских автомобилей, новых брендов из России и дружественных стран, а также медиаинфляцию.
OMD OM Group, «Родной речи» и NMi Group самую большую инфляцию в прошлом году зафиксировали на ТВ и в продажах OOН-инвентаря. «Родная речь» оценивает рост цен на размещение в OOH в 2024 году в 35–40% для рекламодателей с фиксированными годовыми условиями к 2023 году, а на ТВ по новым сделкам — в 15–40%. Средняя медиаинфляция на ТВ и в OOH, по расчетам NMi Group, составила 23% к 2023-у.
Группы также отмечают как тренд активный рост сегмента рекламы в ритейл-медиа: «Родная речь» — в 2,5 раза в 2024 году к 2023-у, OMD OM Group, «Оккам» и Sky Alliance — в 2 раза. В группах OMD OM Group, «Оккам» и «Родной речи» считают, что с учетом ритейл-медиа российский рынок в 2024 году вырос на 39–45% до 1,2–1,3 трлн рублей.
Прогнозы развития рекламного рынка в России
В текущем году темпы роста рекламного рынка также снизятся, уверены в группах. В среднем, по прогнозам OMD OM Group, «Оккам», АДВ, ГК «Родная речь», Sky Alliance, Media Direction Group и NMi Group, рынок вырастет на 20% в 2025-м при объеме в 1,1 трлн рублей.
Среди причин замедления группы выделяют кредитную политику в стране и снижение реальных доходов населения из-за высокой инфляции, рост стоимости размещения рекламы, а также снизившиеся темпы развития ритейл-медиа.