11.09.2025, 16:35

Маркировка звонков может убить телефонные опросы

Изменения в законодательстве, направленные на противодействие телефонному мошенничеству, создают серьезные риски для работы социологических служб, которые совершают миллиарды звонков респондентам. Введение поправок приведет к многократному увеличению стоимости проведения опросов населения, вынуждая большинство колл-центров, специализирующихся на телефонных исследованиях, прекратить свою деятельность и провести массовые увольнения персонала с 1 октября 2025 года. Такая информация содержится в обращении к главе государства, опубликованном на портале OnlinePetition.

Автор инициативы — глава чебоксарского колл-центра «Социс-М», расположенного в Чувашской Республике. Организация занимается проведением телефонных опросов для крупных исследовательских структур, таких как Аналитический центр ВЦИОМа, компания ГФК «Русь», фирма Ipsos Comcon и ряд иных профильных организаций. Ссылку на петицию, направленную на защиту права заниматься телефонными исследованиями, также размещена на официальном сайте ВЦИОМ.

Независимый аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко в комментарии «Ведомостям» заявил, что особенно жестким удар стал для малых и региональных фирм, которым сложно договариваться с телекомоператорами и государственными органами ввиду небольшого объема исполняемых заказов и недостатка ресурсов. Инициативу чебоксарского колл-центра поддержали члены Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89», объединяющей 46 организаций из более чем 30 регионов, включая Москву и Санкт-Петербург.

В петиции указывается о резком четырехкратном увеличении затрат, связанных с организацией опроса населения. Согласно статистике, только 46 компаний-участниц ассоциации в 2024 году сделали около 5,7 млрд звонков для изучения общественных настроений.”Из-за новых платежей и штрафов, которые вводят сотовые операторы, ссылаясь на закон № 41, телефонные исследования стали очень дорогим методом опроса», — сказано в сообщении АЦ ВЦИОМ.

С наступлением октября выполнение подобных работ рискует приостановиться из-за возможного подорожания тарифа связи в 20–50 раз в соответствии с новыми законодательными нормами, указанными в законе № 41, прогнозирует директор по исследованиям Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. По его словам, за август сотрудники колл-центра фонда выполнили 27 млн звонков. Выручка от проведённых исследований составила менее 4 млн рублей, однако согласно новым правилам, фонд обязан оплатить мобильному оператору за произведённые звонки сумму в размере 5 млн рублей.

Подписанты коллективного обращения настаивают на пересмотре закона. Владимир Звоновский считает необходимым ввести временный запрет на реализацию нововведений вплоть до 2026 года, а также создать специальный правовой режим для организаций, работающих в области социологического исследования.

По данным инициаторов петиции, в российском секторе телефонных опросов действует около 200 колл-центров, численность сотрудников которых колеблется от десятка до шестисот интервьюеров. Потеря рабочих мест грозит многим тысячам работников, занятых в этой отрасли, предупреждает сообщение, опубликованное Аналитическим центром ВЦИОМ.

Источник издания, близкий к Министерству цифрового развития, пояснил, что реальная стоимость маркировки звонка по индивидуальным тарифам операторов составляет около 10 копеек за одно соединение. Он обратил внимание, что крупные сотовые операторы традиционно проводят «кулуарные» переговоры с юридическими лицами, устанавливая персональные условия сотрудничества в зависимости от объема оказываемых услуг.

Пресс-служба оператора «Мегафон» сообщила, что после внедрения обязательного стандарта маркировки телефонных соединений стоимость предоставления данной услуги была снижена на 40%. Представитель компании также отметили, что внедрение системы фильтрации звонков помогает сократить финансовые потери заказчиков за счёт отказа от оплаты нецелевых звонков, продолжительность которых исчисляется несколькими секундами, но оплачивается по минутному тарифу: «Если абоненту не интересны определенные услуги, то он не ответит на звонок».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
26.11.2025
Редакция ADPASS
24.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025