28.03.2022, 16:47

IT, реклама и маркетинг попали под косторез

Восемь из десяти предприятий малого и среднего бизнеса в марте 2022 года сократили издержки на фоне падения продаж, следует из исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). 37% опрошенных компаний уменьшили расходы на IT, рекламу и маркетинг. При этом за последние полтора месяца доля предпринимателей, оценивающих финансовое положение своих компаний как плохое, выросла вдвое.

Согласно новому опросу аналитического центра НАФИ и Ассоциации институтов развития предпринимательства, 54% российских предпринимателей из категорий малого и среднего бизнеса в этом месяце отметили снижение продаж. Сильнее всего последствия экономического спада ощущает на себе микробизнес — индивидуальные предприниматели и небольшие компании численностью до пятнадцати сотрудников. В этой группе об уменьшении объемов продаж заявили 65% респондентов.

В опросе приняли участие 500 представителей малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах России.

Малый и средний бизнес отказывается от рекламы

Самой популярной мерой стало снижение расходов на IT, маркетинг и рекламу. На такой шаг пошли 37% предприятий малого и среднего бизнеса. Каждая пятая компания сократила или отправила в простой сотрудников. Урезать сотрудникам зарплаты решили 16% компаний.

По данным Единого реестра ФНС, на сегодняшний день в России зарегистрировано 5,9 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Если ориентироваться на приведенные НАФИ результаты опроса, количество предприятий из этих двух категорий, сокративших расходы на маркетинг, могло превысить 2,1 млн.

Еще сложнее ситуация у микробизнеса. В этой группе на рекламе вынуждены экономить 44% предпринимателей.

На чем еще экономят предприниматели

Часть предпринимателей закрывают офисы: 16% опрошенных сообщают о полном или частичном отказе от аренды. Остальные просят арендодателей временно снизить арендную ставку, отменить штрафы за просрочку платежей или полностью отменить оплату на непродолжительный период. Об этом свидетельствуют результаты другого опроса НАФИ, опубликованного на прошлой неделе. Только 14% арендаторов сообщили, что владельцы помещений готовы пойти на уступки и пересмотреть условия арендных договоров. При этом пятая часть представителей малого и среднего бизнеса уже допустили просрочку платежей.

В качестве еще одной меры снижения издержек бизнес рассматривает перевод сотрудников на удаленку. О таком шаге сообщили 15% компаний.

Пессимистов становится больше

В январе — начале февраля 2022 года были заметны признаки восстановления российского бизнеса после пандемии. По данным НАФИ, 36% представителей малого и среднего бизнеса оценивали текущее финансовое положение своего бизнеса позитивно. В марте их доля сократилась до 25%. В то же время доля предпринимателей, оценивающих финансовое положение своей компании как плохое, выросла с 22 до 40%.

Более половины (51%) опрошенных предпринимателей считают, что в ближайшие три месяца ситуация ухудшится, еще 22% считают, что существенных изменений не произойдет. Однако 27% ожидают, что финансовые показатели вскоре улучшатся. Наибольший оптимизм проявляют молодые предприниматели в возрасте до тридцати лет — в этой группе в перспективах быстрого восстановления уверены почти 40% респондентов.

Согласно результатам опроса «Актион Бухгалтерия» для Forbes, каждый третий бизнес на протяжении последнего месяца теряет выручку и клиентов, 19% — остаются без поставщиков, 6,7% — вынужденно меняют логистику.

По данным НАФИ, 16% предпринимателей не заметили изменений, которые сказались бы на их бизнесе. Об отсутствии значительного влияния кризиса чаще говорят представители среднего бизнеса и компании, работающие на рынке более десяти лет.

Авторы:
Алиса Рейн
Нравится: РАМУ
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как сделать спецпроект
в ВК мессенджере?