Классическая реклама оказалась устойчивее к кризису
Вопреки прогнозам по итогам первого полугодия наиболее пострадавшим сегментом рекламного рынка стала интернет-реклама — ее объем за январь—июнь снизился на 34%, до 91 млрд рублей, подсчитали в OMD OM Group. Рекламу в прессе и на телевидении кризис пока затронул меньше остальных сегментов. Но до конца года ситуация изменится в худшую сторону. Новые прогнозы OMD OM Group почти по всем сегментам мрачнее тех, которые рекламная группа представила в марте. В соответствии с новыми оценками, за год рекламный рынок покажет общее падение на 33%.
Интернет-реклама идет на дно
Во втором квартале российский рекламный рынок ускорил падение до 45% против 5% в январе—марте, передает «Коммерсантъ» с ссылкой на консолидированный прогноз OMD OM Group. При этом сильнее всего пострадает пресса и интернет-реклама — по итогам года их ждет падение на 57 и 43% соответственно, считают аналитики группы.
В марте ADPASS опубликовал пять сценариев кризиса в российской рекламе от четырех лидеров рынка: OMD OM Group, Dentsu Russia, Publicis Groupe Russia и GroupM. Уже тогда все четыре рекламные группы ожидали существенного падения рекламы в прессе — от 45 до 72%. Прогнозы для интернет-рекламы были более оптимистичными: OMD OM Group, GroupM и Dentsu полагали, что падение не превысит 35%, только в Publicis допускали сокращение этого сегмента до 50%.
Сегмент интернет-рекламы первым столкнулся с последствиями кризиса. В первом полугодии он просел на 34% и до 91 млрд рублей. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), это первое падение с 2002 года. До сих пор худшим для рекламы в интернете был пандемийный 2020-й, но даже тогда данный сегмент продемонстрировал рост на 4%. Доля интернет-рекламы тоже снизилась. Если в прошлом году на нее приходилось более половины всего объема рынка (53%), то сейчас — 48%. Бюджеты перераспределяются в пользу телерекламы, наружки и радио. По оценке OMD OM Group, реклама на радио в январе—июне сократилась только на 3%, до 6 млрд руб.
Нынешнее падение аналитики связывают с уходом крупных иностранных брендов, на которые приходилось около трети рекламных инвестиций в интернете. Другие факторы — блокировка зарубежных соцсетей и ограничение монетизации для российских пользователей со стороны Google и TikTok.
Александр Куликов, главный операционный директор группы «Игроник», отмечает, что рекламодатели боятся планировать большой бюджет в сегменте диджитал, так как есть риск значительного сокращения инвентаря в будущем. Также существует неопределенность с технологиями по big data и аналитике, указывает он. По словам Куликова, наружная реклама и радио станут для бизнеса «тихими гаванями» с наиболее статичным инвентарем, но компенсировать общее падение рынка эти сегменты не смогут. Михаил Елисейкин, директор по медиазакупкам Group4Media (экс-GroupM), добавляет, что в портфеле этих двух сегментов исторически была невысокой доля иностранных рекламодателей.
Для прессы основное падение еще впереди. В январе-июне вложения в рекламу сократились на 29%, до 3 млрд рублей. При этом в OMD OM Group ожидают, что во втором полугодии инвестиции в этот сегмент резко сократятся, а общее снижение по итогам года составит 57%.
Спустя почти пять месяцев кризиса OMD OM Group ухудшила прогнозы почти по всем сегментам, за исключением радио. Больше всего в группе недооценили падение телевизионной и интернет-рекламы — новые оценки почти вдвое пессимистичнее мартовских прогнозов.
По оценке экспертов АКАР, суммарный объем рекламы в средствах ее распространения в первом квартале 2022 года достиг 128-130 млрд рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5%. При этом комиссия экспертов впервые не стала публиковать оценки по сегментам рынка.
С положительной оценкой итогов первого квартала АКАР также согласились рекламные группы из топ-6: Dentsu Russia, «Родная речь» (экс Publicis Russia Groupe), АДВ, Group4Media и MGCom.
Как изменились прогнозы OMD OM Group за пять месяцев
Сегмент | Объем рынка, январь-июнь (млрд руб.) | Динамика объема рынка 2021/2022 | Прогноз на 2022 год (март) | Обновленный прогноз на 2022 год |
---|---|---|---|---|
Телевидение | 74 | -17% | 0…-9% | -22% |
Интернет | 91 | -34% | -18…-28% | -43% |
Наружная реклама | 17 | -18% | -10…-16% | -24% |
Радио | 6 | -3% | +1-…-4% | -3% |
Пресса | 3 | -29% | -45…-53% | -57% |
Всего | 190 | -26% | -11…-50% | -33% |
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы