«Известия» в «Ведомостях»

​У отечественной газетной рекламы через несколько лет будет 300-летний юбилей. Если первая российская газета «Ведомости» начала выходить по указу Петра Великого в 1703 году, то первая реклама отстала на четверть века. Она появилась в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1728 году, когда официальным правителем государства был его внук Петр II.

​В 1727 году в столице Российской Империи появилась газета на немецком языке «Petersburgische Zeitung», основной целевой аудиторией которой были иностранные специалисты, приглашенные в страну царем-реформатором Петром I. На следующий год газета была переименована в «St. Petersburger Zeitung», и у нее появилась версия на русском — «Санкт-Петербургские ведомости». Печатались «Санкт-Петербургские ведомости» в созданной также в 1727 году типографии Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (так первоначально называлась императорская Академия наук). Переводом на русский занимался преподаватель и ректор гимназии при академии Мартин Шванвиц с двумя русскими учениками. Основным содержанием газеты были зарубежные и дворцовые новости, а также всякие диковинки вроде лунного затмения или рождения ребенка-уродца.

В первый год существования русской версии реклама в ней была саморекламой академической типографии. 13 апреля 1728 года газета сообщила, что всем ее «охотникам» (читателям) ежемесячно будет предлагаться бесплатное приложение — «лист исторических, генеалогических и географических примечаний».

В номере от 21 декабря рекламировалось издание, которое в наши дни назвали бы «Трудами Академии Наук», напечатанное «в четверть листа большой руки, с 17 грыдорованными фигурами». В математическом разделе («классе») были опубликованы такие работы, как «О движении тел от ударения» Николая Бернулли, «Испытание началов механики» Даниила Бернулли, «О мере сил в телесах» Иакова Бергмана.

​В номере от 1 марта 1729 года рекламировались изданные в типографии книги. Их «реестр» (каталог) можно было получить бесплатно. Книги, отпечатанные за рубежом, которые можно было заказать «первым карабелным путем из Германии, Галандии и прочих мест».

4 марта вниманию «господам купцам» предлагались «конноссементы на галландском и английском языках», то есть бланки документов, выдаваемых перевозчиком груза грузовладельцу.

Типография могла на заказ напечатать на бланках «имяна тех, которые оное пожалают». В номере от 11 марта упоминался «немецкий, российский и латинский лексикон», печатавшийся в типографии.

​29 апреля в газете можно было прочесть объявление, не имеющее отношения к книгопечатанию. Оно извещало о начале регулярных почтово-грузопассажирских морских перевозок из Кронштадта в Любек и Данциг и о сохранении прошлогодних цен. «С пассажира — по 3 рубли, с письма в Любек за лот по 40 копеек, а в Данциг по 20 копеек, с товаров с пуда по 40 копеек».

​В номере от 3 июня было опубликовано частное объявление. Органист данцигской церкви святой Екатерины Феофил Андрей Фолкмар объявлял о продаже музыкальных инструментов — «малых органов хорного и каморного голоса с 7 играющими голосами со стремулантом» за 200 рублей, «преизрядного» клавесина за 100 рублей, «преизрядного» же клавикорда за 30 рублей. Продавец заявлял, что не будет снижать цену, а деньги готов получить только на месте, в Данциге.

​В номере от 21 июня было опубликовано первое объявление от серьезного купца, ставшего постоянным рекламодателем. Маклер Иоахим Финк сообщал, что «в среду и пятницу пополудни» в его дома «разные малые вещи с торгу продаваны будут».

Неделю спустя Финк опубликовал похожее объявление с подробным адресом — «за садом Его Императорского Величества близ краснаго моста». Объявления о продаже «разных мелочных товаров» и «некоторых домовых уборов» от имени Финка появлялись в «Санкт-петербургских ведомостях» еще не раз.

​Объявления, выделявшееся в газете заголовком «Для известия», со временем публиковались все чаще. Типография продолжала рекламировать свои услуги, например, «российский календарь на предбудущий 1730 год» (12 копеек в простом переплете, 18 копеек с прокладкою бумаги) и «немецкий санктперебургский календарь» (чуть дороже — 15 копеек простой, 21 копейка с прокладкой бумаги).

​В номере от 16 сентября 1729 года была напечатана реклама из сферы шоу-бизнеса — о том, что 17 числа французские комедианты в честь дня рождения «тамошняго принца» будут играть «безденежно». Представлены были: «ле Педан скрупулес, или советный школьный мастер» и комедия «Обманутый охотник».

​В конце декабря 1729 года в газету пришел новый, очень серьезный рекламодатель — «придворный меклер Мюкс». В первом его объявлении говорилось о торгах в Государственной Коммерц-коллегии, намеченных на март и апрель 1730 года. Продавались поташ, смальчуг (сильно просмоленные сосновые пни), сало и треска. Гоф-маклер Самуил Мюкса публиковал в «Санкт-Петербургских ведомостях» сообщения о торгах до 1740 года. С каждым разом все шире становился ассортимент предлагаемых товаров — металлы, ткани, одежда, посуда, зеркала, чай, кофе, шоколад, специи, пряности, табак, спиртное…

​Рекламу в газете стали размещать и другие маклеры, работавшие на юной Санкт-петербургской бирже, созданной Петром Великим по модели амстердамской. 19 (30) января 1730 года скончался император Петр II, но на созданной в его правление газетной рекламе это никак не отразилось.

Авторы:
Лев Синичкин
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Как американская пресса освещала гражданскую войну в России
История рекламы и PR Алкоголь Нейминг

Пить или не пить: краткая история Англии в названиях пабов

​Пабы — одна из древнейших английских традиций, уходящая корнями во времена Римской империи. Названиям многих чисто английских пивных заведений уже сотни лет. Хотя чужакам названия вроде «Голова турка» или «Три подковы» могут показаться случайным набором слов, на самом деле имена большинства пабов отражают вехи истории Великобритании, а также английской истории наружной рекламы и нейминга.
OOH История рекламы и PR

Последний бренд Помпеи

Какими были реклама и маркетинг в Древнем Риме
Бренды История рекламы и PR Coca-Cola Кризис

Чрезвычайный и полномочный бренд США

Как Coca-Cola участвует во внешней и внутренней политике Америки