ADPASS рекомендует материал к прочтению
Media Direction Group
03.11.2023, 17:52

Где ты, ИИ? Часть вторая: в активном поиске

Продолжаем рассматривать ИИ с утилитарной, пользовательской точки зрения вместе с Борисом Абрамовым, сопредседателем комитета Gaming&Entertainment в АРИР / Digital Director PHD / Head of gaming Media Direction Digital. Первую часть материала о том, как ИИ может помогать с рабочими задачами, можно почитать здесь. Сегодня мы узнаем, как показали себя сервисы на основе ИИ в течение года и сбылись ли прогнозы агентства. А максимально подробно о практике применения искусственного интеллекта в разных сферах маркетинга Борис и его коллеги расскажут на НРФ во время сессии «Вкалывают роботы, а не человек».

Ожидание (февраль 2023)

В 2023 год мы вошли уже бок о бок с ИИ. Все крупные технологические игроки начали активно внедрять чат-боты в свои продукты. И уже было ясно, что одна из самых перспективных веток эволюции ИИ — это поисковики.

Так, Microsoft сделала большую ставку на свой поисковик Bing. Внедрение чат-бота было призвано значительно улучшить пользовательский опыт, открыть новый легкий путь к информации. Стратегия Microsoft была понятной: компания рассчитывала нарастить свою долю на рынке поисковых систем за счет чат-бота Bing и «подвинуть» Google.

Мы следили за этой «гонкой ИИ-вооружений», и в статье «Поисковики в поисках себя: распутываем нейросеть ChatGPT» предположили возможные сценарии развития поисковых ботов. Описали эволюцию поиска в браузерах, изменение пользовательского поведения, развитие голосовых интерфейсов, появление рекламы внутри ИИ и увеличение роли браузеров. И спустя восемь месяцев проверили, сбылись ли наши прогнозы.

Реальность (ноябрь 2023)

Если бы доля Microsoft на рынке выросла после внедрения чат-бота в поиск Bing, это означало бы победу не только компании, но и технологии. Эта метрика суммировала бы успех такой интеграции и ознаменовала новые возможности влияния на путь пользователя и его ожидания.

Однако за полгода, с конца 2022 до середины 2023 года, доля Bing на рынке поисковиков упала с 3,5% до 2,77%. Это говорит о том, что новая уникальная функция чат-бота с нейросетью внутри поисковика оказалась не слишком востребованной. Что предсказуемо: наверное, любой из нас на вопрос о том, как улучшить пользовательский опыт в поиске, вряд ли предложит переходить на отдельную страницу с чат-ботом, не связанную с основной поисковой страницей.

Несмотря на то, что формат отдельного чат-бота не зашел пользователю, реклама внутри него появились почти сразу (как мы и прогнозировали):

Рекламные форматы развиваются и становятся все более изощренными. Например, когда пользователь делает запрос, бот вроде бы выдает ссылку, однако, если навести на нее курсор, Bing Chat может сначала показать рекламу, и только потом легитимную ссылку для загрузки утилиты.

Также хочется упомянуть про плохую защиту ИИ-систем: в данном примере ссылка оказалась еще и вредоносной.

Эволюция в браузерах

Тем не менее, ИИ в поиске продолжает жить и активно развиваться, уже предоставляя такие удобные опции, как ответ на поисковый запрос без перехода на страницу бренда. Это упрощает путь пользователя, но усложняет жизнь рекламодателя. И компаниям важно уже сейчас думать о перестройке стратегии продвижения с помощью органического поиска, поскольку количество переходов на сайт может существенно сократиться.

ИИ активно внедряется не только в поисковиках, но в инструментах вокруг них — особенно в браузерах. Браузерный ИИ может предоставлять полезные и уникальные фичи. Например, Яндекс Браузер переводит почти любое видео на русский язык, что открывает человеку без знания языков весь контент мира.

А лучшие кейсы такой интеграции вообще не требуют вовлечения пользователя. Отличный пример того, как ИИ может незаметно делать жизнь лучше и удобнее — браузер Arc. Недавно он внедрил ИИ в свой функционал, и, помимо ожидаемых возможностей (смотреть саммари страницы до перехода, задавать вопросы по контенту статьи) добавил интересные пассивные навыки. Например, ИИ автоматически дает читаемые названия для скачанных файлов (обычно они выглядят как случайный набор символов) и переименовывает вкладки браузера, если у них очень сложное название.

Чего не хватает поисковым ИИ для квантового скачка?

Я уверен, что мы стоим на пороге бума, когда ИИ в поисковых экосистемах будет использоваться повсеместно. Но для этого генеративные инструменты не должны существовать по отдельности где-то на обочине пользовательского пути, не быть «интересной фичей», а естественно встраиваться в поведение пользователя. В качестве хорошего примера такой интеграции можно привести тот же браузер Arc или довольно органическую реализацию генеративного ИИ в Notion.

Еще одно мощное направление развития текстового ИИ — это голосовое взаимодействие с нейросетью, в частности, голосовой поиск. И тут Яндекс впереди планеты всей: не так давно компания представила свою последнюю версию языковой модели YandexGPT 2. Как и в случае с Bing, он работает в отдельном окне, но, кроме этого, он встроен в голосовой интерфейс Алисы, к которой можно получить доступ даже через умную колонку. Несмотря на то, что эта функция в текущей версии не произвела революцию, на самом деле это первый шаг к новому формату взаимодействия с ИИ.

Изменится ли пользовательский путь в интернете под влиянием ИИ? Скорее всего, да, но не сейчас, не кардинально и в зависимости от пользовательского сегмента. Можно ожидать, что быстрее всего «браузерный» ИИ и пользователь подружатся на почве офисной работы. Ведь в свободное время человек, как правило, редко пользуется браузером, а вот в процессе работы это взаимодействие может длиться несколько часов в день.

Еще больше про ИИ вы можете почерпнуть из наших подкастов на ADPASS: «Найми нейросеть на работу”: брендинговая стратегия и нейродизайн» и «Найми нейросеть на работу: Chat GPT в работе pr-специалиста», и конечно, на главном событии рекламной индустрии. До встречи на НРФ!

Вам понравится

Аскерыч
22.11.2023
lava.top
21.11.2023