27.11.2025, 17:13

«Алиса AI» уступила «Гигачату»: нейросети-лидеры по трафику в 2025 году по версии Digital Budget

Исследовательская компания Digital Budget оценила совокупный трафик наиболее популярных в России платформ искусственного интеллекта (ИИ). За январь-октябрь 2025 года он вырос почти в шесть раз год к году, а первая пятерка генеративных нейросетей заметно изменилась: доля американского ChatGPT снизилась, китайский DeepSeek и сберовский GigaChat усилили свои позиции, а яндексовская «Алиса AI» просела. Российские участники ИИ-рынка отнеслись к данным Digital Budget прохладно.

Иллюстрация Igor Omilaev / Unsplash

Входящий трафик: что изменилось в топ-5 ИИ-сервисов

По итогам января-октября 2025 года совокупный входящий трафик двенадцати наиболее используемых в России ИИ-платформ увеличился почти в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные аналитической компании Digital Budget.

Исследователи изучили входящий трафик ИИ-платформ на мобильных устройствах за исключением мобильных приложений и стационарных компьютерах (desktop). Описание методики, использовавшейся для расчетов, «Коммерсант» не публикует.

Лидером в пятерке крупнейших сервисов стал ChatGPT, хотя его доля и снизилась: на него пришлось 39,9% всех визитов. На втором месте расположился китайский DeepSeek с долей 27,8%, на третьем — сберовский GigaChat c 7,3%. Четвертую и пятую позиции заняли китайский Qwen (6,6%) и яндексовская «Алиса AI» (5,7%).Годом ранее структура была иной: ChatGPT занимал 69,3%, Perplexity — 7,6%, «Алиса AI» — 7,1%, Gemini — 5,4%, а GigaChat — 3,3%.

По сравнению с прошлым годом первая пятерка сдает позиции. Доля этих ИИ-платформы в совокупном трафике выборки в 2024-м составила 92,7%, а в 2025-м — уже 87,3%.

Российские игроки не согласились с Digital Budget

Российские участники ИИ-рынка отнеслись к данным Digital Budget прохладно. В «Яндексе» заявили, что результаты исследования «идут вразрез с данными независимых исследователей», но собственных данных не привели.

В «Сбере» не стали оценивать расчеты исследователя, но привели собственные данные. Компания сообщила, что в 2025 году расширила функционал GigaChat и значительно увеличила охваты. При этом аудитория сервиса выросла в десять раз — GigaChat ежемесячно используют 19 млн человек.

Результаты исследования Digital Budget слабо коррелируют и с данными измерителя аудитории рунета. По данным компании Mediascope за октябрь 2025 года, топ-6 ИИ-сервисов по охвату российских пользователей старше 12 лет выглядел так: «Алису AI» использовали 14,3% населения, DeepSeek — 9,4%, GigaChat — 4%, ChatGPT — 3,5%, Perplexity AI — 1,4%, Character AI — 0,8%.

ИИ-трафик будет расти

Падение доли «Алисы AI» связано с тем, что «Яндекс» делает акцент не на продвижении чат-бота как отдельного продукта, а на его интеграции в собственную экосистему, считает директор по инновациям компании Fork-Tech Владислав Лаптев. Рост GigaChat, по словам мнению, обеспечен активным продвижением со стороны «Сбера»: регулярными обновлениями модели, маркетинговой активностью в Telegram и развитием пользовательских приложений. Он прогнозирует увеличение трафика ИИ-сервисов в 2026 году минимум на 30%.

Аудитория все чаще оценивает не только качество обработки русского языка, но и глубину и контекстную актуальность ответов, отметил независимый эксперт в сфере искусственного интеллекта Алексей Лерон. Новые модели в этих параметрах зачастую показывают более релевантные результаты.

Можно ожидать появления большего числа моделей, подобных китайским Qwen, DeepSeek и MiniMax, прогнозирует основатель ИИ-поиска «Жижи» Алексей Нечаев. Он говорит, что за последний год рынок моделей с открытым исходным кодом (open-source) значительно расширился, главным образом за счет разработок из Китая. По его словам, качество таких решений заметно выросло, что усилило конкуренцию с коммерческими продуктами. Но объем качественных данных в интернете постепенно исчерпывается, что приблизит возможности подобных решений к уровню нейросети ChatGPT.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
20.11.2025
Редакция ADPASS
20.11.2025
Редакция ADPASS
11.11.2025
Редакция ADPASS
06.11.2025