21.03.2024, 16:57

«Дзен» не встает, а у «ВКонтакте» все хорошо: группа VK отчиталась за 2023 год

Игрок номер два в рунете группа VK отчиталась за 2023 год. Похвастаться ростом аудитории смогла социальная сеть «ВКонтакте», число же пользователей купленной у «Яндекса» блог-платформы «Дзен» и у «Одноклассников» сократилась. Зато выросла выручка всей VK — на 40%, до 79,7 млрд рублей. Рекламная составляющая в доходах компании тоже увеличилась — с 58% до 60%.

Групповой заработок

С финансовой точки зрения у группы все хорошо. В 2023 году выручка компании выросла до 132,8 млрд рублей (+36%), говорится в вышедшем сегодня годовом отчете. В 2022-м доходы увеличились на 19%, в 2021-м — на 18%. В прошлом году основным источником роста стала интернет-реклама, выручка от которой составила 79,7 млрд рублей (+40%).

При этом EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа, амортизации) оказалась практически нулевой: 0,5 млрд рублей против 20 млрд рублей в 2022 году. В компании сказали, что все дело в стратегических инвестициях в «продуктовое развитие, создание и продвижение контента, привлечение талантливых специалистов, техническое оснащение и внедрение передовых технологий».

VK стала больше зарабатывать на рекламе. Доля таких доходов в общей выручке группы в 2023 году составила 60% против 58% в 2022-м. Доля других сегментов скромнее: на «Пользовательские платежи» пришлось 14,5% (17% в 2022-м), на «Образовательные технологии» — 12% (11% годом ранее).

Нарастила группа и портфель клиентов из малого и среднего бизнеса. Доходы от интернет-рекламы для этой категории рекламодателей выросли на 42%, а поступления от рекламных интеграций в собственном, партнерском и блогерском контенте стали в 2,5 раза больше, сказано в пресс-релизе. При этом абсолютные цифры по этим категориям в отчете не приведены.

Упавший «Дзен» так и не встал

На посещаемости блог-платформы «Дзен» ожидаемо сказалось отделение от поисковика «Яндекса» в ходе сделки по обмену активами с VK в сентябре 2022 года. Еще в начале 2023-го ежемесячная аудитория «Дзена» упала вдвое, с 70 до 33 млн человек, и так не смогла восстановиться. По данным отчета, в четвертом квартале этот показатель составил 32,4 млн человек.

Аудитория «Одноклассников» потеряла почти 6% год к году, снизившись с 37 до 35 млн пользователей в месяц.

Зато основной локомотив выручки VK мчится вперед. Соцсеть «ВКонтакте» сохранила 10-процентный темп роста, к IV кварталу ежемесячная аудитория соцсети достигла 87,7 млн человек (против 79,5 млн годом ранее). 54% из них посещают платформу ежедневно.

Ставка на короткие вертикальные видео сработала: среднесуточное количество просмотров «VK Видео» в четвертом квартале 2023 года достигло 2,3 млрд — на 18% выше, чем год назад. Время их просмотра увеличилось на 123%, количество опубликованных клипов — на 73%, а число создателей контента — на 59%.

В отчете говорится о росте аудитории площадок VK и показателей вовлеченности пользователей в 2023 году. Средняя дневная аудитория всех сервисов платформы составила 76 млн пользователей (+13%). В 2023-м все пользователи платформы провели на 6% больше времени в сервисах VK, чем годом раньше, — в среднем 3,4 млрд минут в день или 56 млн часов.

Сегмент «Социальные платформы и медиаконтент» принес VK суммарно 84,6 млрд рублей (+35,3%), а его рентабельность по EBITDA за отчетный период составила 8,9%. «Основными драйверами роста выручки сегмента стали рост соцсети `ВКонтакте` и приобретение платформы `Дзен` в сентябре 2022 года», — сказано в отчетности.

По данным исследовательской компании Mediascope в октябре-декабре 2023 года, лидерами по среднесуточному охвату в России среди всех интернет-ресурсов были Whatsapp* (67% аудитории в возрасте 12+), «Яндекс» (56%), Google (53%) и Telegram (47%). «ВКонтакте» находилась на пятой строке с охватом 45%.

RuStore и «Маруся» источают оптимизм

Довольно уверенно чувствуют себя и остальные проекты и сервисы VK. Количество пользователей, хотя бы раз зашедших в «VK Музыку» в разных странах в VI квартале 2023 года, составило 43 млн человек. Рост базы подписчиков в мире на конец прошлого года составил 44% в годовом сравнении, говорится в отчетности.

Средняя месячная аудитория «VK Мессенджера» остается стабильной. В IV квартале 2023-го она составила 66,6 млн пользователей против 66,2 млн за аналогичный период 2022 года.

В три раза нарастил аудиторию магазин приложений RuStore, запущенный VK почти два года назад. В IV квартале 2022 года его аудитория составила всего 7 млн ежемесячно, а за аналогичный период 2023-го сервис привлек уже 24 млн пользователей. На конец прошлого года его посетителям было доступно более 32 тыс. приложений и игр.

Количество поклонников голосового помощника «Маруся» от VK тоже увеличилось, хоть и не так значительно, как у RuStore. Группа сообщила, что дневная аудитория «Маруси» в IV квартале 2023 года выросла на 18% в годовом исчислении (без уточнения абсолютных цифр). При этом умных устройств VK продала на 7% больше, чем за аналогичный период 2022 года, а за весь 2023 год — на 40% больше, чем за 2022-й.

* продукт компании Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
11.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?