21.06.2022, 17:54

Брендам дали вернуться через серую зону

Закон о легализации параллельного импорта принят Госдумой во втором и третьем чтении. Принятие закона обезопасит импортеров продукции зарубежных брендов, ввозящих товары без разрешения правообладателей, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности. В правительстве считают, что это решение упростит торговлю товарами из списка параллельного импорта и позволит стабилизировать цены на них. При этом распространяется оно только на оригинальную продукцию, введенную в оборот за рубежом.

В соответствии с текстом документа использование исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в товарах и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы, не будет считаться нарушением. Закон вступит в силу со дня его опубликования, уточняется в проекте постановления Госдумы.

Принятие закона поспособствует развитию российской экономики в условиях санкций, говорится в заключении комитета Госдумы по экономической политике. Спикер Думы Вячеслав Володин выразил уверенность, что такая мера позволит упростить торговлю товарами из списка параллельного импорта и позволит стабилизировать цены на них.

До этого года в России действовал региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, для ввоза на территорию ЕАЭС брендированных товаров и дальнейшей реализации этой продукции импортер должен был получить согласие правообладателя. Последние семь лет ФАС неоднократно пыталась провести инициативы по легализации параллельного импорта (о том, как именно, ADPASS рассказывал в апрельском материале).

В конце марта правительство утвердило постановление о легализации параллельного импорта. Спустя месяц Минпромторг подготовил перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешений владельцев товарных знаков. В него вошли около 50 групп товаров более 200 брендов, включая продукцию Apple, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Huawei, Lenovo, Volvo, X-Box, Henkel и другие.

7 июня Госдума приняла законопроект о легализации параллельного импорта в первом чтении.

Дешевле не получится

Хотя в правительстве рассматривают механизм параллельного импорта в том числе как возможность стабилизировать цены на определенные группы товаров, добиться этого может быть проблематично. Многое зависит от того, как будет реализован механизм международных закупок.

Крупнейшие маркетплейсы «Яндекс.Маркет» и Ozon намерены организовать поставки таких товаров своими силами, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к «Яндексу», и управляющего директора Ozon Сергея Белякова. Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитики», поясняет, что ввоз продукции по параллельному импорту своими силами позволит маркетплейсам избежать взрывного роста контрафакта. Однако использование такой схемы может привести к росту цен. По оценке Ольги Сумишевской, партнера бизнес-экосистемы One Story в зависимости от категории товара и логистической цепочки стоимость доставки в результате увеличится на 5-10%.

Wildberries пока планирует обеспечить ввоз товаров за счет продавцов площадки, сообщили источники «Коммерсанта». Компания начнет заниматься параллельным импортом самостоятельно только в случае возникновения дефицита какой-либо продукции.

По данным Центра стратегических разработок, прогнозируемый ежегодный объем параллельного импорта в РФ составит около $100-120 млрд. Это третья часть всего объема импорта за 2021 год, который, по данным Росстата, составил $303,9 млрд.

При этом легализация параллельного импорта делает более выгодными мошеннические схемы, полагает Алена Гурдина, старший юрист компании BrandMonitor, специализирующейся на защите брендов от подделок и незаконного использования. Хотя контрабанда остается вне закона, с ростом количества импортеров организовать контроль за всеми поставщиками будет сложнее. Кроме того, увеличение количества поставщиков может привести к усложнению логистики и увеличению сроков производства товаров внутри страны, считает Гурдина.

По оценкам BrandMonitor, оборот контрафакта в России, в том числе серых товаров, в 2021 году составил от 4 трлн до 6,5 трлн рублей — это минимум десятая часть от всей розничной торговли в России.

С другой стороны, параллельный импорт может быть в каком-то смысле выгоден тем правообладателям, которые не могут поставлять товары напрямую в Россию из-за санкций, но хотели бы это делать, говорит Роман Лукьянов, управляющий партнёр юридической компании Semenov& Pevzner. Такие бренды будут сами заинтересованы к выстраиванию новых товарно-логистических цепочек, которые позволят им сохранить доступ к российскому рынку, не нарушая санкций.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
21.03.2024
Редакция ADPASS
15.03.2024
Редакция ADPASS
14.03.2024
Редакция ADPASS
28.02.2024
Наружная реклама разошлась в законопроектах: в Думу внесен еще один резонансный документ

Вслед за пятничными поправками о внеконкурсном продлении договоров в наружной рекламе вчера в Госдуму внесли еще один резонансный законопроект. Его авторы предлагают вернуть в закон «О рекламе» 35-процентное ограничение рыночной доли для одного игрока в наружке и запретить укрупнение лотов на торгах. Хотя в обоих документах нет кардинальных противоречий и по формальному признаку их сложно признать альтернативными, но очевидно, что авторы поправок преследуют различные цели, считают эксперты: сохранить бизнес действующих игроков в ближайшее десятилетие или запустить масштабный передел быстрорастущего сегмента наружной рекламы (+40-46% в 2023 году) в пользу малого и среднего бизнеса.