26.05.2023, 12:20

Barbie и Lego – любимые игрушки контрабандистов

За прошлый год таможенники обнаружили более 1 млн контрафактных детских товаров. Больше всего подделывают игрушки под брендами Angry Birds, Barbie и Lego. Появлению контрафактной продукции способствует параллельный импорт, позволяющий ввозить в страну товары без разрешения владельцев брендов, считают эксперты. При этом иностранные компании продолжают контролировать свои права на торговые марки.

Photo by Nik on Unsplash

8,2 млн единиц контрафактных товаров были выявлены Федеральной таможенной службой (ФТС) в 2022 году. 15% обнаруженных подделок (1,2 млн единиц) — товары для детей. Годом ранее таможенники задержали 7,2 млн единиц контрафакта, из которых 2,3 млн предназначалась детям, сообщает РБК, ссылаясь на данные пресс-службы ведомства.

По данным ФТС самыми подделываемыми брендами стали Angry Birds, Kinder Surprise, KinderJoy, L.O.L. Surprise! , Barbie, «Маша и Медведь», Hello Kitty и Lego. Контрафактная продукция для детей была выявлена в разных товарных категориях. Это были детские машинки, куклы, конструкторы, косметические средства, кондитерские изделия и даже брелоки из дерева.

В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) не наблюдают взрывного роста контрафакта в детской продукции, рассказала президент ассоциации Антонина Цицулина. При этом, отмечает эксперт, после ухода из России ряда иностранных производителей и введения параллельного импорта вход на теневой рынок стал значительно проще. По ее словам, рынок детских товаров в России оценивается примерно в 1 трлн рублей. Около 11% товаров для детей — продукты, охраняемые законом в качестве интеллектуальной собственности. Нарушение требований в этом сегменте встречается примерно у 43% товаров, но в большей степени они относятся к безопасности продукции, добавила Цицулина.

После начала военных действий в Украине свою деятельность в России временно прервали или полностью остановили многие иностранные компании, специализирующиеся на продукции для детей. Чтобы насытить рынок привычными товарами, Минпромторг уже в марте 2022 года внес игрушки в перечень товаров для параллельного импорта. Их стало можно ввозить в страну без согласия правообладателя. В перечне, в частности, оказались товары компаний Hasbro (игра «Монополия» и продукция под брендом My little pony), Mattel (Barbie), а позднее Lego.

До появления параллельного импорта иностранные производители активно принимали меры для защиты своих брендов и предотвращения появления контрафактной продукции на российском рынке. Компании сотрудничали с регулирующими органами, проводили мониторинг и и контролировали цепочки поставок.

По мнению управляющего партнера юридического агентства IQ Technology Александра Логунова, после введения параллельного импорта и перехода к новым моделям распространения товаров на рынке появилось много новых поставщиков и продавцов, за которыми не стоят известные бренды розничных сетей, предлагающих детские товары.

Однако, несмотря на ограничение работы в России, зарубежные правообладатели продолжают быть заинтересованными в защите своих интеллектуальных прав российскими таможенными органами, сообщили в ФТС. По данным ведомства, в 2023 и 2023 годах ни одна из иностранных фирм-производителей детских товаров не подала заявления на исключение из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

Сейчас в ТРОИС зарегистрировано более 6,2 тыс. объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат как зарубежным, так и отечественным компаниям. 1,6 тыс. объектов имеют статус «действующий», из них 323 объекта принадлежат 49 российским и 76 иностранным правообладателям и могут использоваться для индивидуализации детских товаров. В прошлом году таких объектов было 362, а правообладателей — 39 российских и 93 зарубежных.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram