ФАС предлагает дополнить рекламу энергетических напитков информацией о вреде их чрезмерного употребления. Письмо с предложением службы направлено в Госдуму.. Представители индустрии призывают стимулировать разумное потребление энергетиков и «не демонизировать» сектор.
Avito la commedia: как покупка классифайда повлияет на законопроект о едином операторе цифровой рекламы
Владелец оператора Gallery, игрока номер два на рынке наружной рекламы, Иван Таврин купил классифайд Avito. Юрист Геннадий Поляков рассказал ADPASS, как эта сделка может сказаться на прохождении через Госдуму законопроекта о едином операторе цифровой рекламы.
Сделка по покупке Иваном Тавриным сервиса Avito изменила расстановку сил среди компаний-претендентов на статус единого оператора. Получается, что теперь у каждого из двух крупнейших в стране операторов наружной рекламы есть свои преимущества, позволяющие — если законопроект будет принят, — претендовать на статус такого оператора.
Из текста депутата Артема Кирьянова, за который Госдума проголосовала в первом чтении, следует, что претенденты должны соответствовать нескольким требованиям. Среди ключевых — компания должна быть признана системообразующим участником рынка. Кроме того, необходимо, чтобы она владела собственными конструкциями в «наружке» и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалы, метрополитен, общественный транспорт). Еще один важный критерий: претендент должен обладать исключительными правами на программу, обеспечивающую размещение информации и на цифровых рекламных конструкциях, и в электронных досках объявлений.
Russ Outdoor сегодня единственный владелец рекламных конструкций на всех существующих типах инфраструктуры, признанный системообразующим игроком. У компании есть не только отдельно стоящие цифровые биллборды, но и контракты с рядом крупнейших игроков транспортного сегмента.
Прежде всего, с РЖД, по которому она размещает рекламу в полосах отвода железнодорожного полотна, в поездах дальнего следования и электричках, на вокзалах и привокзальных территориях, а также на Московском центральном кольце. Оператор работает с Московским метрополитеном и ГУП «Мосгортранс» по московским остановкам общественного транспорта. Кроме того, Russ Outdoor подготовился и к началу работы с рынком интернет-классифайдов: в июле группа переименовала свою компанию ООО «Хардлинк солюшнс» (системный интегратор-разработчик в том числе единой технологической платформы online.russoutdoor) в ООО «Единая электронная доска».
Gallery также обладает статусом системообразующего игрока, но не размещает рекламу на транспорте. При этом после сделки с Avito она получает очевидное преимущество на рынке классифайдов и становится компанией, входящей в одну структуру с крупнейшей в России электронной доской объявлений и полным набором ее программно-аппаратных решений.
Еще один важный момент — Иван Таврин открыто владеет своими бизнес-проектами и максимально соответствует установке, которую председатель Госдумы Вячеслав Володин дал в ходе первого чтения поправок о едином операторе: тогда он назвал классифайды и «наружку» важным ресурсом влияния на аудиторию и подчеркнул, что при подготовке ко второму чтению надо отрегулировать иностранное участие на этих рынках и исключить для иностранных лиц возможность влиять на деятельность таких компаний.
Акторы, стоящие за депутатом Кирьяновым, видимо, планировали консолидировать рынок цифровой наружной рекламы и интернет-классифайдов административным путем. Иван Таврин решает задачу увеличения рыночной доли привычными для него финансовыми методами, согласившись заплатить $2,5 млрд за контроль над лидером рынка классифайдов южноафриканскому фонду Naspers.
Вряд ли можно сомневаться в том, что речь идет не о личных деньгах, а о средствах нескольких инвесторов, которые доверяют Таврину, сама же сделка могла быть согласована на высоком уровне.
Представляются возможными три варианта дальнейшего развития событий по законопроекту. Первый — кирьяновские поправки в закон «О рекламе» отправляют в корзину и Госдума о них забывает, а концепция контроля за цифровым контентом в наружной рекламе и в классифайдах будет изменена и реализована в новом законопроекте. Второй — авторы законопроекта отказываются от идеи регулировать два рынка одним законом, и корректируют законопроект, чтобы создать двух операторов — в наружной рекламе и в интернет-классифайдах. Третий вариант — концепция законопроекта остается неизменной, а единого оператора выбирают на конкурсе, в ходе решается будет ли он создан на базе Russ Outdoor или активов, принадлежащих Ивану Таврину. На мой взгляд, самым вероятным вариантом развития событий сегодня остается первый.
Законопроект о едином операторе, даже если о нем в итоге забудут, может иметь и другие последствия для российского рынка медиа. В контексте заявлений Володина и на фоне новой покупки Таврина можно ожидать появления в законодательстве требований о российской регистрации юридических лиц, работающих в сфере медиа и контроле над ними российских владельцев с раскрытием реальных бенефициаров таких компаний. Логичным представляется повышение требований к тем, кто связан с информационным воздействиям на российскую аудиторию.
Как продавали Avito
Нидерландская компания Prosus, входящая в южноафриканский инвестхолдинг Naspers и владеющий 100% акций российского классифайда, заявила о планах продать Avito 20 мая 2022 года. Этому предшествовало выделение Avito из OLX Group (управляет более 20 брендами на мировом рынке досок объявлений и принадлежит Prosus), в которую классифайд входил и которая решила полностью уйти из России после начала военных действий в Украине. 14 июня Bloomberg сообщил, что переговоры о покупке Avito ведет VK, а также активом интересуется миллиардер Владимир Потанин. Появление VK в списке потенциальных покупателей Avito выглядело не случайным. Нидерландская компания владела 27% акций VK. 7 марта 2022 года Prosus заявила, что спишет свою долю в VK, оцениваемую в $769 млн, и попросила своих представителей в холдинге подать в отставку.
Одновременно зампред Госдумы по информполитике Антон Горелкин («Единая Россия») внес в Госдуму поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Они предлагают ограничить владение иностранцев в российских классифайдах долей в 20% и предписывают владельцам таких сервисов наладить интеграцию с единой системой идентификации и аутентификации и порталом госуслуг. Собеседники The Bell на рынке связывали законопроект с лоббистской активностью VK. При этом, по словам источников издания, Prosus пытался найти другого, «более далекого от государства покупателя».
Покупатель Avito, Иван Таврин, по сообщению Forbes, был одним из претендентов на покупку классифайда с момента объявления об его продаже. Таврин ранее вел дела с Prosus. С 2012 по 2016 год он был младшим партнером и менеджером Алишера Усманова, в то время основного акционера Mail.ru/VK, где Prosus владел миноритарным пакетом. Много лет работающий с Тавриным топ-менеджер Дмитрий Сергеев с 2014 года был заместителем гендиректора и членом совета директоров Mail.ru Group.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, в начале года российский классифайд мог стоить 500–600 млрд рублей. После начала военных действий в Украине стоимость сервиса объявлений упала до 200–300 млрд рублей, а предложенный депутатом Горелкиным законопроект, запрещающий иностранцам владеть более 20% российских досок объявлений, сбросил цену Avito до «не более 100 млрд рублей».
Что такое единый оператор
Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) заместитель председателя комитета по экономической политике, депутат-единоросс Артем Кирьянов внес в Госдуму 8 июля — на следующий день после того, как нижняя палата парламента провела последнее заседание весенней сессии.
Автор законопроекта предложил установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц: создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что особый режим необходим для того, чтобы нивелировать последствия санкций в отношении России и защитить национальные интересы. Речь шла о рисках распространения недостоверной информации и информации и возможной утрате государством оперативного контроля за ее размещением, что угрожает национальной безопасности.
Несмотря на жесткую критику оппозиционных фракций и даже некоторых депутатов «Единой России», 15 июля законопроект был принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании, для участия в котором депутатам пришлось прервать отпуска. За проголосовали 266 депутатов, против — 65, воздержались — 4.
Срок представления поправок ко второму чтению переносился несколько раз. Последний датирован 1 ноября. Против законопроекта в нынешнем виде выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), многие региональные власти, профессиональные объединения операторов наружной рекламы и российское IT-сообщество, включая крупнейшие технологические компании «Яндекс», Rambler, Avito и Ozon. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину главы крупнейших российских классифайдов Avito, подчеркнули, что в случае принятия поправок и создания оператора-монополиста другим участникам классифайд-рынка придется или прекратить свою деятельность, или вести ее через оператора. Это, считают в классифайдах, обернется для региональных и федерального бюджетов налоговыми потерями в сотни миллиардов рублей, тысячи сотрудников компаний останутся без работы, а десятки миллионов граждан не смогут пользоваться привычными сервисами.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы