Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
В 2021 году граждане впервые потратили на онлайн-обучение больше, чем на офлайн. Обучилось 19,6% взрослого населения России. В лидерах — IT-профессии. За ними следуют программы в сфере образования. Замыкают список йога и астрология. Бурный рост рынка EdTech в России прервали события в Украине.
Расходы россиян на дополнительное онлайн-обучение в 2021 году превысили траты на очные формы — 226 млрд рублей против 214 млрд. Об этом говорится в исследовании EdTech-рынка, проведенного совместно компаниями «Нетология» и Data Insight.
COVID-19 вызвал взрывной рост в сфере онлайн-обучения. Пандемия закрыла двери учебных заведений, но открыла возможности для образовательных интернет-платформ. И заодно подтолкнула классические вузы к скорейшему переходу на онлайн-методы обучения.
Еще в 2019 году рынок онлайн-обучения уверенно рос. В декабре, когда пандемия только зарождалась, компания Research and Markets спрогнозировала поведения рынка EdTech. По ее сценарию к 2025 году размер мирового рынка EdTech может достичь $350 млрд. Лидирующие позиции будут у США и Китая. Там наилучшие условия для развития: растущее интернет-покрытие, высокие доходы населения и доступность онлайн-обучения.
Пандемия резко ускорила переход на онлайн-обучение. По данным исследования, проведенного в начале 2022 года, в 2021 году размер рынка EdTech достиг $254,8 млрд, а к 2027 году ожидается рост до $605,4 млрд.
Российское образование прошло ту же трансформацию, что и мировое. До пандемии на рынке дополнительного профессионального образования (ДПО) лидировали очные формы. В 2019 году он оценивался в 121 млрд рублей. Доля EdTech была невелика — 19 млрд рублей. Многое изменилось в 2020 году. Онлайн-рынок вырос более чем в шесть с половиной раз и достиг 117 млрд рублей. Тем не менее очное обучение принесло вдвое больший доход — 222 млрд рублей.
«Тренд на доминирование дополнительного онлайн-образования зародился во время пандемии, но в полной мере проявился только в 2021 году», — рассказала «Ведомостям» гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева. В первые два квартала 2020 года, по ее словам, из-за пандемии и кризиса многим было просто не до образования.
В 2021 году программы дополнительного онлайн-образования, включая бесплатное, прошло 19,6% взрослого населения страны в возрасте от 18 до 64 лет — более 18,1 млн человек. В то время как офлайн обучилось 12 млн.
Очники выбирали производство, строительство и ремонт. Связанным с ними профессиям обучились 1,5 млн человек. 1,4 млн человек стали айтишниками и маркетологами. Заочники предпочитали IT (более 2,5 млн человек) и сферу образования (2,2 млн). Высокий интерес к ДПО в сфере образования объясняется необходимостью повышения квалификации преподавательского состава учебных заведений.
Траты на обучение распределились в соответствии с интересами студентов. Больше всего EdTech-индустрия заработала на обучении IT-направлениям и маркетингу — 46,6 млрд рублей. В офлайне лидирующая категория «производство, строительство и ремонт» принесла 31,9 млрд рублей.
По мнению Евгения Лебедева, руководителя «Яндекс.Практикум» в России ключевые факторы — цифровизация и высокий уровень проникновения онлайна в ДПО: «Более 50% взрослых сейчас выбирают обучение в онлайне, и дальше этот процент будет только расти с развитием технологий».
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Количество рекламистов, сталкивавшихся с мошенническим трафиком в 2025 году, снизилось до 92% с 96% годом ранее. Такими результатами поделились в Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) на основе опроса рекламных агентств. Несмотря на снижения количества, рекламный фрод за год набрал в качестве. На 19 п.п. с 36% до 55% выросла доля нарушений в форматах размещения рекламы. Исследование также зафиксировало резкий рост технически сложных видов мошеннического трафика в мобильной рекламе.
Комиссия по культуре АКАР представила результаты масштабного исследования «Культура как канал коммуникации», впервые системно оценивающего рекламный потенциал ключевых культурных объектов страны. Исследование показывает, что сектор становится полноценной частью медиаландшафта и может предложить брендам не просто площадки для размещения, а глубокие смыслы, доверие и эмоциональную вовлеченность аудитории. Самыми полезным для брендов культурными объектом стали кинотеатры, наименее перспективным — библиотеки.
Стоимость креативных услуг, которые предоставляют рекламодателям российские рекламные агентства, увеличилась по всем видам сервисов в 2025 году. По результатам исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), больше всего подорожала разработка коммуникационной стратегии, на 35% до 1,9 млн рублей, и создание позиционирования бренда, на 34% до 2,7 млн рублей.