05.08.2025, 12:52

Reddit, YouTube и немного «Википедии» — какие источники выбирают нейросети

Соцсеть Reddit и видеосервис YouTube возглавили списки самых часто упоминаемых источников в выдаче трех нейросетей — ChatGPT, Google AI Overviews и Perplexity. У Google и Perplexity эти две платформы занимают первые две строчки в топ-3. Лишь ChatGPT выделяет старую добрую Wikipedia, но с большим отрывом по доле — 48% против 11% у Reddit. В топе любимых источников чат-ботов также журнал Forbes, сервис вопросов-ответов Quora и исследовательская компания Gartner.

Аналитическая платформа Profound изучила самые часто цитируемые источники трех крупнейших нейросетей — ChatGPT, Google AI Overviews и Perplexity. В ходе исследования было изучено 30 млн источников в выдаче языковых моделей в период с августа 2024-го по июнь 2025 года. Для каждой ИИ-модели был выведен топ-10 самых часто упоминаемых сайтов.

Wikipedia — любимый ресурс ChatGPT

Принадлежащий OpenAI чат-бот ChatGPT отдает явное предпочтение «Википедии», на долю которой приходится почти половина (47,9%) упоминаний в топ-10 самых цитируемых источников. ChatGPT единственная нейросеть, в которой Wikipedia входит в топ-3 источников, откуда чат-боты предпочитают брать информацию.

Живая энциклопедия была одним из самых популярных источников информации и первой «убийцей» поисковиков до появления искусственного интеллекта. По официальной информации «Википедии», сейчас на сайте зарегистрировано 260 тыс. модераторов, однако количество неактивных аккаунтов растет. По данным исследовательской компании GWI, в мае 2025 года Wikipedia была на восьмой позиции в списке самых посещаемых интернет-ресурсов в мире, а ChatGPT — на шестой.  

С большим отставанием от Wikipedia в списке самых цитируемых источников на ChatGPT расположилась социальная платформа Reddit. Ее доля в выдаче источников составляет 11,3%. Уникальность Reddit — в сочетании черт социальной сети и форума, где зарегистрированные пользователи могут размещать ссылки на информацию в интернете и обсуждать ее. Основная идея — одни пользователи публикуют контент, а другие комментируют и оценивают его. При этом информационная часть уже перевешивает развлекательную. На прошлой неделе генеральный директор платформы Стив Хаффман на встрече с инвесторами заявил, что Reddit планирует стать поисковой системой. «Сейчас сотни миллионов людей приходят на Reddit за информацией», — заявил гендиректор компании.

Третью строчку с показателем 6,8% занимает Forbes. В последние два года американский журнал оказался замешан в разбирательствах, связанных с невалидным трафиком. Так, в апреле прошлого года интернет-аудитор Adalytic опубликовал информацию о том, что Forbes с 2017 года обманывал рекламодателей. Вместо размещения в качественных авторских статьях на официальном сайте издания часть рекламы показывали на скрытом от поисковиков сайте-двойнике Forbes. Рекламодатели говорят, что на сайт-двойник приходилось до 28% всех показов.    

Как работает GPT: откуда нейросеть берет информацию и какие сайты использует ChatGPT

Среди источников, которые выделяет ChatGPT, Profound отмечает разнообразное сочетание традиционных СМИ (Reuters, NYPost) и технологических сайтов (TechRadar, G2), а также заметное присутствие деловых и финансовых источников (Forbes, NerdWallet).

Google AI Overviews предпочитает Reddit и YouTube

В отличие от ChatGPT, у ИИ-выдачи в поиске Google в топе не присутствуют сугубо информационные ресурсы и СМИ.

На первом месте стоит Reddit с 21% от всех упоминаемых источников. На второй строчке — также как и Google принадлежащий корпорации Alphabet видеосервис YouTube с 18,8%. На третьем месте — Quora с 14,3%. Quora — американский сервис вопросов и ответов. Сейчас у него 400 млн активных еженедельных пользователей. Большая часть из них (148 млн) — из США. В день пользователи в среднем задают на платформе 3-5 тыс. вопросов.

Wikipedia и Forbes в рейтинге самых популярных источников ИИ от Google делят седьмое и восьмое место с долей 5,7%.

Из особенностей выбора источников у Google AI в Profound помимо акцента на экосистему Alphabet (YouTube) отмечают большой вес пользовательского контента (Reddit, Quora).

Perplexity — и снова Reddit и YouTube

Reddit является безоговорочным лидером среди источников, которые чаще всего цитируют нейросети. У ChatGPT, Google AI Overviews и Perplexity эта платформа входит в топ-3, а у Perplexity, как и у Google AI, стоит на первой строчке с большим отрывом от других — 46,7%.

Ближайший преследователь — YouTube с долей 13,9%. На третьем месте Gartner с 7%. Gartner — американская исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на IT. Интересно, что в прошлом году Gartner предсказывала, что в 2026-м трафик у традиционных поисковиков упадет на 25%. А отберет его искусственный интеллект.

Среди особенностей выбора источников у Perplexity аналитики отмечают баланс профессиональных ресурсов и сайтов с пользовательским контентом, а также большое количество платформ с обзорами (Yelp, TripAdvisor, G2).

Чтобы обеспечить видимость своего контента в выдачах нейросетей, Profound рекомендует разбрасывать его по различным платформам в зависимости от предпочтений ИИ-моделей, с акцентом на Reddit. Доминирование «Википедии» в самом популярном чат-боте, ChatGPT, также требует концентрации на этом ресурсе и понимания того, откуда ChatGPT берет информацию, советуют аналитики.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
01.12.2025
Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
От кликов к чату: «Яндекс Реклама» запускает ИИ-помощников для создания креативов, настройки кампаний и аналитики

«Яндекс» меняет парадигму работы с рекламными инструментами — вместо навигации по десяткам вкладок и настроек скоро можно будет просто написать инструкцию в чат. Компания объявила на конференции Rekonfa, что запускает ИИ-помощников в «Директе», «Метрике», AppMetrica и РСЯ, которые не только отвечают на вопросы, но и выполняют действия: формируют отчеты, анализируют причины падения трафика, создают изображения и видео по текстовому описанию. По данным «Яндекса», 90% маркетологов, работающих с «Директом», уже используют различные ИИ-инструменты в своей работе. Новые технологии на базе Yandex Neuro Ads, утверждают в компании, уже повысили эффективность рекламных инструментов на 29% год к году в третьем квартале.