13.07.2022, 14:47

VK решил подучить английский: холдинг может купить онлайн-школу Skyeng

Холдинг VK обсуждает покупку языковой онлайн-школы Skyeng. Если сделка состоится, последний крупный независимый игрок на российском рынке онлайн-образования станет частью экосистемы. После 24 февраля Skyeng пришлось отказаться от запланированного IPO на зарубежной бирже. Теперь компания вынуждена выбирать между продажей сервиса и выходом на Московскую биржу.

VK и Skyeng вступили в переговоры о сделке, однако никаких обязывающих документов пока не подписали, пишет The Bell с ссылкой на источники, близкие к обеим сторонам. По словам источников, в случае, если сделка все же состоится, сервис Skyeng будет развиваться в структуре холдинга независимо от остального бизнеса группы.

Разворот на 180

Переговоры о продаже платформы для Skyeng — вынужденный шаг, поясняют собеседники издания. До начала украинского кризиса компания планировала в этом году провести IPO на зарубежной бирже. Теперь Skyeng оказалась перед выбором: чтобы выжить и сохранить бизнес, платформа может продать долю крупному игроку или выйти на Московскую биржу. Представители компании подчеркивают, что всегда рассматривали выход на биржу и стратегическое партнерство как важный этап развития компании.

Помимо VK, на образовательный проект также претендуют другие крупные игроки, в том числе «Севергрупп» Алексея Мордашова, которой через IT-холдинг TalentTech принадлежит 85% в Edtech-компании «Нетология-групп».

В портфеле VK Skyeng может стать уже десятым проектом в области онлайн-образования. В экосистему холдинга входят платформы обучения IT-профессиям «VK Образование» и All Cups, «Сферум», GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, а также сервисы для школьников и студентов «Алгоритмика», «Учи.ру» и «Тетрика». Сейчас наиболее успешным среди этих проектов является холдинг Skillbox Limited, в который входят онлайн-школы Skillbox и Geekbrains. По оценкам SmartRanking, в прошлом году холдинг стал лидером на рынке онлайн-образования. Его выручка составила 10,4 млрд рублей, это почти седьмая часть всего рынка российского Edtech.

Skyeng — российская онлайн-школа по изучению английского языка. Основана в 2012 году Андреем Яунцемом, Денисом Сметневым, Харитоном Матвеевым и Георгием Соловьевым. В октябре 2020-го сервис привлек инвестиции от Baring Vostok и фонда Winter Capital Владимира Потанина. По оценкам Forbes, Skyeng занимает 25-е место в рейтинге самых дорогих компаний рунета. Издание оценило стоимость платформы в $280 млн.

В 2021-м выручка ОАНО ДПО «СКАЕНГ» составила 2,35 млрд рублей, увеличившись на 175,8% год к году. Чистая прибыль 247,34 млн (+40,5%).

VK собирает активы

В последние месяцы холдинг вступил в борьбу сразу за несколько крупных сервисов. В конце апреля VK подписал соглашение с Яндексом о покупке новостного агрегатора и платформы блогов «Яндекс.Дзен». Источники The Bell сообщали, что в приоритете для холдинга именно «Дзен», поскольку сейчас это единственная большая контентная платформа в России, не принадлежащая VK.

Среди возможных покупок группы есть и сервис онлайн-объявлений «Авито». В прошлом месяце стало известно, что владелец крупнейшего российского классифайда нидерландская компания Prosus ведет переговоры о продаже с VK и инвестиционной компанией «Интеррос» Владимира Потанина.

Источники The Bell также сообщают, что VK является одним из претендентов на покупку последнего независимого онлайн-кинотеатра ivi. Однако достоверно известно только о том, что переговоры о покупке сервиса ведет МТС. Тогда Денис Кусков, гендиректор Telecom Daily, предположил, что для акционеров ivi сделка может быть возможностью вернуть инвестиции после того, как выход на IPO не состоялся. В такой же ситуации сейчас оказался Skyeng.

Маловероятно, что покупка языковой школы существенно отразится на финансовых показателях VK, однако позволит закрепить лидерство в направлении онлайн-образования. По сравнению с другими крупными экосистемами — как российскими, так и зарубежными, — VK в гораздо большей степени развивает этот сегмент бизнеса. Однако несмотря на большой интерес группы к направлению Edtech, пока что оно остается убыточным: в прошлом году прибыль до вычета налогов (EBITDA) холдинга Skillbox Limited составила минус 1,6 млрд рублей.

Что входит в популярные экосистемы

КомпанияСколько продуктов входит*Основные направления и сервисыВыручка 2021, $
Amazon (США)226E-commerce (Amazon, Amazon Go, Junglee), медиа и развлечения (Kindle, Prime, IMDb) финтех (Amazon Pay), облачные сервисы (WorkDocs, WorkSpaces, AWS Cloud9)469,8 млрд
Google (США)119Поисковые сервисы (Google), сервисы для общения (Gmail, Google Duo, Google Meetings), видео (YouTube), мобильные ОС (Android), инструменты для бизнеса (AdSense, Google Документы)257,64 млрд
Alibaba (Китай)89E-commerce (Taobao, Koubei, Tmall), облачные технологии (Alibaba Cloud, CloudCare), финтех (My Bank, Alipay), логистика (YTO Express, Best Express, KXTX), медиа (Ad China, CBN, Tudou), социальные сети (Real), маркетинг (Alimama)109,48 млрд
Tencent (Китай)35Социальные сети (WeChat, QQ, Qzone), игры (Tencent Games), новости (Tencent News), финтех (Tencent Portfolio, QQ Wallet, Business Tenpay, WeChat Pay), автоматизация и цифровизация бизнеса (WeCom, Tencent Meeting)83,33 млрд
«Яндекс» (Россия)54Поисковые сервисы («Яндекс»), e-commerce («Маркет», «Едадил»), сервисы для бизнеса («Реклама», «Яндекс 360»), медиа и развлечения («Дзен», «Кинопоиск»)4,84 млрд
«Сбер» (Россия)>60E-commerce и сервисы доставки («СберМаркет»), «СберМегаМаркет», «Самокат»), медиа и развлечения (Okko, «Звук», «Газета.ру», «Афиша Daily»), транспорт (2ГИС, «Ситимобил»), образование («СберКласс», «СберУниверситет»), облачные технологии (SberCloud), искусственный интеллект (Группа компаний ЦРТ)2,63 млрд (нефинансовые сервисы)
VK (Россия)65Социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники»), игры (My.Games, Studios), образование («VK Образование», GeekBrains, Skillbox), e-commerce и сервисы доставки (Aliexpress Russia, «Юла»), медиа и развлечения (VK Music, «Пульс»)1,7 млрд

* Данные собраны на основе открытых источников и могут быть неполными

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?