24.10.2022, 11:58

Технологические компании выступили против фонда оплаты утечек персональных данных

Ассоциация больших данных раскритиковала инициативу Минцифры создания фонда материальной компенсации для граждан, ставших жертвами утечек баз персональных данных. По замыслу ведомства, фонд будет финансироваться из оборотных штрафов компаний, допустивших утечки. В ассоциации считают, что объем компенсаций будет невелик, и фонд потребует бюджетного финансирования. По мнению экспертов, альтернативой предложению министерства может стать взыскание морального вреда, размер которого будет определять суд: это стимулирует граждан активнее использовать институт коллективных исков.

Ассоциация больших данных (АБД) была создана в России осенью 2018 года. Сегодня членами ассоциации являются: «Яндекс», VK, Сбербанк, Газпромбанк, «Тинькофф Банк», «МегаФон», «Ростелеком», oneFactor, QIWI, «Билайн», МТС, Фонд «Сколково», Аналитический центр при Правительстве РФ, «Банк ВТБ», Центр стратегических разработок (ЦСР). Основная цель ассоциации — создание условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России.

Мнение АБД о создании фонда компенсации жертвам утечек данных было изложено в письме, направленном в Минцифры 21 октября. Обсуждение инициативы министерства, которая предполагает создание такого фонда с финансированием из оборотных штрафов компаний, допустивших инцидент, идет с лета, сообщает «Коммерсант».

О предполагаемом введении механизма оборотных штрафов стало известно весной. Минцифры предложило внести поправки в КоАП, которые предполагают наказание в виде такого штрафа в случае, если в сеть утекло более 10 тысяч записей из базы компании, из которых можно точно идентифицировать как минимум 1 тысячу человек. В случаях, когда в базе более 100 тысяч строк, то оборотный штраф будет начисляться, если удастся идентифицировать 10 тысяч человек.

АБД заявила, что деятельность административно-управленческого аппарата потребует постоянного финансирования из федерального бюджета, и фактические суммы компенсаций будут непредсказуемыми. Все это, полагают в ассоциации, делает создание фонда компенсации жертвам утечек данных нецелесообразным и считают, что средства, которые Минцифры предлагает переводить в фонд, компаниям было бы целесообразнее инвестировать в аудиты своих информсистем.

Президент АБД Анна Серебряникова отмечает, что возможность избежать оборотных штрафов будет стимулировать предпринимателей проводить добровольный аудит систем безопасности. Единая методика расчета компенсации без учета реальной степени защищенности данных и виновности компании, напротив, будет демотиватором для вложений в кибербезопасность.

Позицию АБД поддержали в Ozon. По словам представителя маркетплейса, специально созданный административный аппарат потребует постоянного бюджетных вливаний и, кроме того, будет стремиться максимально расширить состав правонарушений для взимания штрафов с целью пополнения фонда. Компенсации для пострадавших в случае массовых утечек будут незначительными на фоне причиненного ущерба, подытожил свою позицию собеседник издания в онлайн-ритейлере.

По результатам «Отчета об утечках данных за первое полугодие 2022 года», проведенного экспертно-аналитическим центром InfoWatch, количество утечек в России за первое полугодие 2022 года составило 305, рост 45,9% по сравнению с первой половиной 2021 года. При этом объем похищенной хакерами информации вырос в 16,75 раза и составил 187,6 млн записей.

Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Вадим Перевалов считает, что предлагаемая схема финансирования фонда схожа с деятельностью аккредитованных обществ по коллективному управлению правами. В качестве примера юрист привел Российское авторское общество, которое собирает деньги за использование авторских и смежных прав и потом распределяет собранные средства между правообладателями. Эксперт считает, что альтернативой предложению Минцифры может стать подход взыскания компенсации морального вреда, точный размер которого будет определять суд. В этом случае пострадавшие смогут активно использовать институт коллективных исков и будут экономически заинтересованы в защите своих прав, предположил Вадим Перевалов.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
05.04.2024
Редакция ADPASS
01.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Цифры из ЕРИРа: опубликованы результаты маркировки интернет-рекламы в 2023 году

Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?