Законопроект не предусматривает отдельных санкций за рекламу у иноагентов и рекламу их информационных ресурсов. Председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев сообщил, что меры ответственности уже прописаны в действующих законах и заявил, что за несоблюдение ограничений штраф для граждан составит до 50 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.
Но действующая редакция статьи 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса о об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает размер штрафа для физлиц до 50 тыс. рублей только в одном случае — при нарушениях в рекламе кредитных услуг. Либо депутат ошибся и наказывать будут по общей части 1 статьи 14.3, либо законодателям придется прописать санкции отдельно. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет для граждан штраф в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
Нарушение запрета на рекламу в СМИ информационных ресурсов иноагентов не может повлечь последствия по статье 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации), так как там конкретизированы все правонарушения и самая подходящая по смыслу часть 2.1 касается упоминания иноагентов и их материалов без указания на их статус. Вероятно, Роскомнадзор сможет выносить предписания о нарушении требований статьи 4 закона «О СМИ», неоднократные нарушения в течение года повлекут отзыв лицензии.
Ссылки на площадки иноагентов тоже будут считаться нарушением, считает член «Деловой России» и Ассоциации юристов России Дмитрий Крючков.
Таким образом, законодатели могут, наконец, добиться исключения большей части упоминаний иноагентов из информационного поля. Если раньше можно было сослаться на материал СМИ- или блогера-иноагента, добавив указание на их статус, после вступления поправок в силу такие ссылки могут быть расценены как реклама их информационных ресурсов. Рекламой можно посчитать даже простое упоминание YouTube-канала популярного блогера-иноагента вроде Юрия Дудя (признан иноагентом) или Моргенштерна (признан иноагентом).
Вопрос, будет ли считаться рекламой репост контента иноагента, остался без ответа во время обсуждения законопроекта в Госдуме.
Для самих иноагентов добавляется запрет на размещение рекламы от российских физ- и юрлиц. Наказывать их будут, как и в других случаях нарушения закона иноагента, — через штраф по статье 19.34 КоАП (30-50 тыс. рублей для граждан, 100-300 тыс. рублей для должностных лиц, 300-500 тыс. рублей для юрлиц). В случае двукратного привлечения к административной ответственности в течение года иноагентам грозит уже уголовное преследование с наказанием вплоть до двух лет лишения свободы.
В законопроекте нет указания на особый срок вступления в силу, это значит, что штрафы смогут применять через 10 дней после официального опубликования подписанного президентом закона.