Outdoor всея Russ
В Госдуму внесен законопроект о создании в России единого оператора цифровой наружной рекламы. Под предлогом нивелирования последствий санкций и защиты от недружественных государств авторы поправок предлагают передать ему все цифровые конструкции в стране без торгов на 30 лет. Сегодня по закону «О рекламе» места под рекламоносители на государственном и муниципальном имуществе разыгрываются на торгах, при этом максимальный срок контракта не должен превышать десять лет. Изложенным в законопроекте критериям отбора единого оператора максимально соответствует крупнейший отраслевой игрок Russ Outdoor. В 2021 году рекламодатели потратили на цифровую «наружку» почти 15 млрд рублей, этот сегмент был самым динамичным в медиа — рост составил 69%.
Торги — это лишнее
Законопроект №160605-8 о создании единого оператора цифровых рекламоносителей внес Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике, следует из системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы. Кирьянов — член «Единой России». Ранее он вносил закон о мерах поддержки операторов наружной рекламы, принятый в третьем чтении на прошлой неделе.
Законопроект устанавливает особый режим «распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций» и «размещения электронных объявлений физических лиц», сказано в пояснительной записке. Это делается для того, чтобы нивелировать последствия санкций в отношении России и защитить национальные интересы. Речь идет о рисках распространения недостоверной информации и информации и возможной утрате государством оперативного контроля за ее размещением, что угрожает национальной безопасности. Наружная реклама на цифровых носителях, транспорте и электронные доски с объявлениями являются наиболее уязвимыми секторами в информационной сфере, уверяет депутат Кирьянов.
По мысли автора, справиться со всеми этими многочисленными угрозами сможет единый оператор цифровой наружной рекламы. Его определит правительство в течение тридцати дней с момента вступления нового закона в силу. При этом оператор или организации, которые входят в одну группу с ним, смогут на 30 лет без торгов по решению правительства продлить срок договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных до 1 января 2023 года.
Речь идет о договорах не только по конструкциям наружной рекламы, но и о транзитной рекламе на муниципальном транспорте. Для управления цифровой рекламой будет создана специальная площадка. К ней предлагается подключить все цифровые рекламные конструкции.
С 2008 года в законе «О рекламе» любой договор на установку и эксплуатацию конструкции на государственном и муниципальном имуществе должен заключаться на открытых торгах. Срок действия контракта составляет от пяти до десяти лет. Никакие специальные нормы для цифровых рекламных конструкциях законом не предусмотрены. При этом в некоторых регионах для цифровых конструкций был установлен максимальный десятилетний срок действия договоров, а контракты на обычные щиты заключались на 5-7 лет. В Москве на торгах 2013-2014 годов оба типа конструкций были признаны равнозначными, договоры заключались на десять лет.
Критерии отбора
Автор поправок предлагает вывести конструкции единого оператора из-под действующих нормативов. Требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» (раздел 6) на них не распространяются, говорится в законопроекте.
Арендную плату законопроект предписывает определять нерыночным путем. «Порядок определения цены договора на установку и эксплуатацию цифровой рекламной конструкции» должен определять профильный орган исполнительной власти. Причем «цена должна быть средневзвешенной», за основу возьмут ранее заключавшиеся в субъекте федерации или муниципальном образовании договоры с операторами наружной рекламы.
В документе перечислены критерии, которым должен соответствовать единый оператор. Претендующая на эту роль организация или группа компаний, в которую она входит, должна быть российским юридическим лицом и являться «системообразующей для российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств». Кроме того, претендент должен владеть собственными цифровыми рекламными конструкциями в наружной рекламе и на объектах транспортной инфраструктуры в городах федерального значения, в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена и остановках общественного транспорта.
В последние годы цифровые рекламоносители остаются локомотивами роста отрасли. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила рынок цифровой наружной рекламы в 2021 году в 14,7 млрд рублей. Сегмент показал рост 69% год к году, став самым быстрорастущим в медиа. Всего рекламодатели потратили на размещение наружной рекламы 45 млрд рублей, подсчитали в АКАР. По данным исследовательской компании Admetrix, в 2018 году на цифровую наружную рекламу приходилось 19% всех бюджетов, по итогам 2021 года — 41%. В конце 2021 года в России насчитывалось более 4,6 тыс. цифровых конструкций. Наиболее распространенными были цифровые щиты формата 3×6 метра (почти 3 тыс. штук). Лидеры рынка Russ Outdoor цифровые рекламоносители обеспечили почти 44% всего дохода, игроку номер два компании Gallery — 67%, сообщает РБК
Наружная монополия
В выигрышной ситуации от принятия законопроекта в его сегодняшнем виде окажется группа Russ Outdoor, считает Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе. По его мнению, компания в наибольшей степени соответствует критериям отбора единого оператора, изложенным в законопроекте: у Russ Outdoor есть российское юрлицо, компания признана системообразующей для российской экономики, а также владеет всем перечисленным в законопроекте спектром активов в наружной рекламе — от щитов до рекламоносителей в аэропортах, на вокзалах, остановках общественного транспорта и в метро.
Также группа в последние годы активно работала над цифровой платформой для размещения наружной рекламы. В 2021 году Russ Outdoor запустил сервис автомедиапланирования, позволяющий определять оптимальные места для размещения рекламы, говорил в интервью «Ведомостям» Роберт Мирзоян, исполнительный директор Russ Outdoor.
На российском рынке два оператора признаны системообразующими — Russ Outdoor и Gallery, отмечает Андрей Байдужий, основатель сервиса бронирования наружной рекламы All-Billboards. «При этом хотя основное юрлицо Russ Outdoor и контролируется офшором с Британских Виргинских островов, тем не менее, в его структуре есть и чисто российские юридические лица», — указывает он.
Крючков считает, что текст поправок «сумбурен» и содержит «большое количество законодательных коллизий». По сути, речь идет о создании монополиста, обладающего единоличным правом ведения предпринимательской деятельности по распространению рекламы на цифровых рекламных конструкциях.
По его мнению, если закон будет принят в сегодняшней редакции, то органы государственной власти и местного самоуправления фактически будут подчиняться единому оператору в вопросах установки рекламных конструкций. По сути речь, идет о мягком варианте национализации отрасли наружной рекламы, не согласен Байдужий. При этом Крючков сомневается, что в субъектах федерации поддержат «создание надгосударственной структуры, единолично извлекающей выгоду из распоряжения государственным и муниципальным имуществом».
Представитель Gallery сообщил, что компания «ознакомилась с законопроектом» и «в настоящее время изучает текст». В Russ Outdoor не ответили на запрос ADPASS.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Министерство экономического развития хочет запретить маркетплейсам устраивать распродажи за счет продавцов. Сейчас маркетплейсы без согласия селлера могут в рамках акций снизить цену на его товар. А если селлер отказывается участвовать в стимулирующем мероприятии торговой площадки и снижать цену, то ему могут просто поднять комиссию за обслуживание. Это согласуется с офертой платформ и позволяет площадкам сохранить прибыль, но лишает продавцов части заработка. В министерстве нашли такой подход несправедливым и предложили внести в готовящийся закон о платформенной экономике пункт, обязывающий маркетплейсы согласовывать с селлером любое изменение скидок и наценок.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы