О чём сбор? Как принимались поправки о 3-процентных отчислениях за интернет-рекламу
Госдума приняла во втором чтении поправки к закону «О рекламе», вводящие 3-процентный ежеквартальный сбор с доходов игроков рынка интернет-рекламы. Формулировки в тексте документа позволяют предположить, что свои 3% заплатит каждый участник цепочки — рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные агентства и другие посредники. При этом предусмотрены несколько категорий льготников — сайты теле- и радиовещателей, информагентств и в ряде случаев сетевых изданий. На заседании в Думе оппоненты авторов поправок подчеркнули, что хотя законопроект меняет условия хозяйствования в интернет-рекламе, он внесен без обсуждения с участниками рынка и без оценки регулирующего воздействия. Юристы назвали поправки сырыми.
Первоначальная версия законопроекта №600974–8 содержала поправки к 28 статье закона «О рекламе», посвященные регулированию рекламы кредитов. Речь шла о том, чтобы в рекламе кредитов или займов призыв к потребителям ознакомиться с условиями предоставления услуги занимал не менее 5% от размера рекламы, а в теле- и радиопрограммах длился не менее трех секунд. Законопроект внесла группа депутатов и сенаторов: председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, сенаторы Николай Журавлев, Александр Башкин и Артем Шейкин. Документ поступил в Госдуму в середине апреля. Документ, который депутаты в июле приняли в первом чтении, согласовали участники рекламного рынка, рекламодатели и Федеральная антимонопольная служба. В октябре стало известно, что ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки, посвященные введению нового сбора за размещение интернет-рекламы со всех компаний, занимающиеся распространением рекламы в интернете, в размере 3% от их квартальных рекламных доходов.
Кто и как будет платить новый сбор
До последнего момента содержание новых поправок было известно только из публикаций в прессе: текст выложили на сайте Госдумы перед самым вторым чтением — во второй половине дня в понедельник. Закон «О рекламе» предложено дополнить статьей 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети ‘Интернет’».
В поправках, внесенных сенатором от Амурской области Артемом Шейкиным, говорится, что 3-процентный сбор будет взиматься с дохода, полученного в течение календарного квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем (ОРС) и рекламными агентствами от реализации услуг, которые связаны с распространением в интернете рекламы, ориентированной на российских потребителей. Собранные средства будут направлены на оказание господдержки правообладателям программ, включенных в соответствующий госреестр.
Сбор должны будут платить все рекламораспространители, ОРС, рекламные агентства и другие посредники, которые участвуют в распространении рекламы в интернете и получают с этого доход. «Из текста законопроекта следует, что каждый участник цепочки уплатит 3% сбор от дохода, который он получит за размещение рекламы», — сказала ADPASS сооснователь сообщества «Рекламное право» Ирина Шурмина, ознакомившаяся с текстом поправок.
В отдельную категорию автор поправок выделил российских рекламодателей, которые размещают у зарубежных рекламораспространителей рекламу для россиян. В документе сказано, что если рекламодатель сотрудничает с иностранными рекламораспространителями, он обязан самостоятельно рассчитать и удержать сбор из вознаграждения такого иностранного лица, чтобы затем оплатить эти средства в бюджет.
Артем Шейкин предусмотрел несколько категорий компаний-льготников. Отчисления смогут не платить те, кто распространяет рекламу на сайтах, которыми владеют теле- и радиовещатели, а также на «общероссийских обязательных общедоступных» телеканалах и каналах, «получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах». Кроме того, льготу получат информационные агентства и сайты, зарегистрированные как сетевые издания, если они соответствуют одному из следующих критериев:
1. Учреждены государственными или муниципальными органами, а также если в их уставном капитале имеется доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
2. В течение года получали бюджетное финансирование на функционирование СМИ;
3. Осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя периодического печатного издания с тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности;
Артем Шейкин предложил, чтобы критерии того, какой интернет-контент относить к рекламе, определяло правительство России. ADPASS писал о том, как проходило обсуждение этой инициативы.
Обязанность следить за отчислениями сенатор предлагает возложить на Роскомнадор, а функциями контроля организационных и технических мер, которые необходимы для полной и своевременной уплаты отчислений, наделить ФГУП «Главный радиочастотный центр». Кроме того, Артем Шейкин написал, что правительство России будет «устанавливать особенности исчисления» и «уплаты обязательных отчислений», а также «порядок осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких обязательных отчислений».
Не налог, а сбор для использующих бесплатно госинфраструктуру и зарабатывающих миллиарды
Сегодня на пленарном заседании Госдумы законопроект №600974–8 представил заместитель председателя комитета по информполитике, информационным технологиям и связи единоросс Антон Горелкин. Он рассказал, что ко второму чтению в документ внесли 12 поправок, которые рекомендованы к принятию, и попросил депутатов проголосовать за законопроект во втором чтении. Однако в зале нашлись те, кто был с этим не согласен.
– Как оценивают предложенные поправки непосредственные участники рынка? Нет ли у них возражений, связанных с тем, что по сути это выглядит как налог? — спросил Антона Горелкина депутат Станислав Наумов от ЛДПР.
Артем Горелкин уверял, что речь идет не о новом налоге, а всего лишь о сборе.
– Вообще об этом нужно спрашивать у участников рынка, — ответил Антон Горелкин и подчеркнул, что речь идет не о налоге, а о сборе, который в целом для индустрии «очень понятен». В качестве примера он привел сбор «Резерв универсального обслуживания» с операторов сотовой связи и сообщил, что для рекламной индустрии такой же сбор вводится «по аналогии».
Справедливоросс Валерий Гартунг был более эмоционален. Он предложил Антону Горелкину немедленно отклонить поправки как не соответствующие изначальной концепции законопроекта:
– Напоминаю, о чём был закон. Закон был о составе рекламы финансовых услуг. Поправка, внесенная в закон после первого чтения, фактически вводит новый налог. Все это было проведено без обсуждения, без проведения оценки регулирующего воздействия. Поправка, меняющая условия хозяйствования, внесена ко второму чтению умышленно, так как процедура не предполагает обсуждения на этом этапе. Нельзя так делать, поэтому предлагаю это снять. У меня куча писем (против поправок — ADPASS) от «Опоры России», от других участников рынка. Они просто завалили письмами! Они просят снять эту поправку, не рассматривайте её!
Валерий Гартунг предъявил письма участников рынка.
– Закон соответствует концепции, поскольку здесь мы регулируем в том числе различные механики в рекламной индустрии, — Антон Горелкин привел аргумент, который показался ему весомым, а затем принялся считать деньги интернет-рекламистов. — Рекламная индустрия зарабатывает сотни миллиардов рублей, это очень растущий сегмент. Они зарабатывают больше, чем, например, реклама на телевидении <…> и они зарабатывают эти деньги на общедоступной государственной инфраструктуре связи. Государство является основным актором и игроком, который финансирует развитие интернета в стране, поэтому вполне очевидно, что с учетом тех вызовов, которые стоят перед страной, необходимо, чтобы те, кто фактически бесплатно используют государственную инфраструктуру и зарабатывает миллиарды, также участвовали в процессе ее поддержки.
Единоросс Антон Горелкин готовит ответ справороссу Валерию Гартунгу.
После обсуждения Госдума приняла поправки во втором чтении. «За» проголосовали 305 депутатов, «Против» — 42, воздержался — один. Третье чтение запланировано на завтра. Если закон будет принят и подписан президентом, то он вступит в силу 1 апреля 2025 года.
Опасения экспертов
Член «Деловой России» и Ассоциации юристов России Дмитрий Крючков назвал сырыми поправки, принятые сегодня Думой. Он считает, что механизм расчета 3-процентного сбора описан неточно. «Авторы поправок явно хотят обложить сбором все доходы игроков рынка интернет-рекламы, но в тексте поправок они почему-то пишут о доходе, полученном от реализации услуг по распространению рекламы. Если исходить из Налогового кодекса, то авторы поправок сужают базу для расчета сбора до выручки по одному из видов деятельности компании, — предположил Дмитрий Крючков. — В законопроекте слабо проработаны механизмы подсчета — что объема размещенной в интернете рекламной информации, что объема дохода игроков рынка. Не случилось бы так, что сумма, собранная с индустрии, окажется ниже затрат на администрирование нового сбора».
Юрист назвал «коррупционной нормой» поправку, предлагающую наделить правительство правом определять критерии отнесения информации к рекламе. «В этом случае обладающий административным и финансовым ресурсом рекламораспросранитель сможет пролоббировать отнесение рекламы на своих сайтах к информации, получив конкурентное преимущество над остальными», — опасается Дмитрий Крючков.
Участники рынка сетуют, что авторы поправок о введении нового сбора не обсуждали свою инициативу с бизнесом. Президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Пискарев отметил, что регулирование отрасли, которое принимается без консультаций с отраслевыми объединениями и учета мнения игроков рынка, редко когда хорошо работает и достигает заявленных инициаторами целей.
По оценке комиссии экспертов АКАР, в первом полугодии 2024 года рекламный рынок вырос на 28%, до 400–405 млрд рублей с НДС. При этом объем рекламы на интернет-сервисах увеличился до 214–215 млрд рублей, на 26% (против 30% в I квартале 2024-го).