13.01.2022, 11:40
Материал редакции ADPASS

«​Мы устроим свое Рождество, с пятиконечной звездой и комсомольцами»

ADPASS продолжает серию очерков об истории рекламы. ​Рождество 1922 года было последним в советской истории, отмечавшимся по-старому. С наступлением нового года началась яростная атака государства на церковь и религию. В декабре 1922 года стартовала, выражаясь современным языком, антирелигиозная медиакампания. Одним из ее направлений была пропаганда нового праздника — комсомольского Рождества.

​В четверг 21 декабря 1922 года генеральный секретарь ЦК РКП (б) Иосиф Сталин отмечал день рождения. В тот же день вышел в свет первый номер новой советской газеты «Безбожник». Названием первополосного материала номера была цитата из Карла Маркса: «Религия — опиум для народа». «Опиум — одурманивающий яд», — пояснялось в статье для целевой аудитории.

​Уже во втором номере газеты, вышедшем в свет в последний день 31 декабря 1922 года, появился материал под заголовком «Комсомольское Рождество». Цитируем:

Коммунистический союз молодежи готовится к устройству в рождественские дни своих «комсомольских» святок… В городах будут устроены «Комсомольские карнавалы», с пением, музыкой, плясками и ряжением. Ряженые пройдут в костюмах древних языческих богов старого мира, создавших образ дохристианского Иисуса, олицетворявших собою солнце и развитие производительных сил природы вообще.

В комсомольское шествие предлагается ввести и элемент бытовой и политической сатиры. Антанта, Колчак, Деникин, помещик, теперешний нэпман, рождественский гусь, поросенок и т. д. — пройдут ряжеными в комсомольском карнавале.

​Группы комсомольцев пройдут по улицам, где и по квартирам, с красной звездой буду славить… Советскую власть. В детских домах будут устроены комсомольские елки. Карнавал закончится шествиями с факелами, фейерверком и сжиганием изображений богов, совершенно не нужных миру трудящихся».

​В корреспонденциях с мест сообщалось, что в деревне Лесной Остров (в настоящее время — Гомельская область Белоруссии) «крестьяне, совместно со стариками» единогласно постановили взамен Рождества праздновать день Октябрьской революции 7 ноября.

​В Орле комсомольцы ходили по городу, распевая антирелигиозные частушки. Авторам лучших частушек выдавались премии антирелигиозной литературой. В Тамбове — карнавал, шествие с факелами и фейерверк. В Харькове — хождение с красной звездой и пением под окнами комсомольских колядок. Казань — митинг с участием 5000 человек, сожжение богов. Брянск — «молящиеся покинули храмы и присоединились к карнавалу». Царицын — выпущена специальная однодневная газета «Комсомольское Рождество». Тифлис — суд над религией, на бывшем военном соборе кресты заменены красными звездами. А вот в Самаре почему-то решили перенести комсомольский праздник на неделю — на 14 января.

​Внедрение в массы комсомольского Рождества было лишь частью глобальной задачи, поставленной властями: перепропагандировать верующих.

​Перед читателями «Безбожника» с первых же номеров была поставлена задача — путем агитации товарищей немедленно довести тираж газеты до 50 000 экземпляров. В каждом номере указывался тираж, так что легко сравнивать план с фактом. Январь — 15 тысяч. Февраль — 16. Март — 20. В апреле «Безбожник» снизил план до 30 тысяч номеров. Толщина номера выросла с 8 полос до 16. Газету начали печатать в две краски, добавив пролетарскую красную.

Резко увеличилось число иллюстраций. К сотрудничеству были привлечены популярные художники и поэты — Демьян Бедный, Сергей Городецкий, Валентин Катаев, Виктор Дени, Борис Ефимов, Александр Моор, Алексей Черемных.

«Лучший и талантливейший поэт нашей советской эпохи» В. В. Маяковский опубликовал стих «Строки охальные про вакханалии пасхальные».

В газете появилась юмористическая вкладка «Безбожный крокодил». Проводились конкурсы ребусов. К маю рубеж в 30 000 экземпляров был достигнут.

​В «Безбожнике» была реклама. Не только самой же газеты и антирелигиозной литературы, а, например, хозяйственного магазина «Мечта хозяйки», табачной лавки «Оттоман» и цирковых представлений. Креативно подошло к рекламе в газете Главное управление государственного страхования (Госстрах). Оно объясняло крестьянам, что от пожара, града и падежа скота не уберегут крестные ходы и святая вода, зато поможет страховка.

Но главной темой все-таки было безбожие. В 1923 году новый праздник готовился в спешке. Если в Москве его отмечали десятки тысяч человек, то в других городах о массовости говорить не приходилось. Даже специальный сборник «Комсомольское рождество» с циркулярами комсомола и статьей одного из главных советских борцов с религией И. И. Скворцова-Степанова «Комсомольское рождество или почему бы нам не справлять религиозные праздники» был отпечатан с опозданием и потому не успел дойти до провинции.

​Тем не менее, как отмечал автор передовицы «Безбожника» от 11 января 1923 года, «только теперь начинается систематическая антирелигиозная пропаганда». Одно за другим появлялись многочисленные СМИ и брошюры со словом «Безбожник» в названии. К газете «Безбожник» добавился одноименный журнал. Возникли журналы «Безбожник у станка» и «Юные безбожники». «Наш безбожник», «Ачинский безбожник», «Курский безбожник», «Джетысуйский безбожник»… Печатались руководства «Как устроить уголок безбожника», «Песенник безбожника», «Памятка безбожника». Имя им было легион.

​Курсанты кремлевского полка выпустили боевой листок «Кремлевский безбожник». В нем можно было прочесть, например, вирши под названием «Марш безбожника».

​Потренировавшись на «комсомольской Пасхе» (а еврейские товарищи — на альтернативном праздновании еврейской Пасхи, еврейского Нового года и праздничном обеде в пост Судного дня) к 7 января 1924 года комсомольцы советской страны подошли уже с большим опытом. ЦК РКСМ предложил дать новому празднику новое название — «День свержения богов». Оно не прижилось.

Зато колядки с пятиконечной звездой, сожжения чучел богов и театрализованные представления по мотивам книг главного редактора «Безбожника» Емельяна Ярославского прошли с большим размахом и большим соответствием линии партии. Специалисты по научному атеизму объясняли, что кутья — кушанье покойников, вифлеемскую звезду Христос унаследовал от Осириса и Митры, предрождественский пост был связан с нехваткой еды у бедных слоев населения, а вместо рождественской елки на Руси был бадняк — полено, горевшее все святки.

​Только вождь революции Владимир Ульянов-Ленин, доживавший последние дни на этом свете, видимо, не понимал последних партийных веяний и устроил для детишек традиционную рождественскую елку.

Авторы:
Лев Синичкин
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

История рекламы Рождественская реклама

Соединенные Санты Америки

Cто лет американской рождественской рекламы
Социальная реклама Домашнее насилие Законопроект

С домашним насилием начали бороться в метро

В московском метро запустили социальную рекламу в поддержку жертв домашнего насилия. Не дожидаясь внесения соответствующего законопроекта в Думу.
Ролики Covid-19 Социальная реклама

Лечить по-русски

К новой кампании по вакцинации подключили YouTube
Наружная реклама История рекламы

Последний бренд Помпеи

Какими были реклама и маркетинг в Древнем Риме