«​Мы устроим свое Рождество, с пятиконечной звездой и комсомольцами»

ADPASS продолжает серию очерков об истории рекламы. ​Рождество 1922 года было последним в советской истории, отмечавшимся по-старому. С наступлением нового года началась яростная атака государства на церковь и религию. В декабре 1922 года стартовала, выражаясь современным языком, антирелигиозная медиакампания. Одним из ее направлений была пропаганда нового праздника — комсомольского Рождества.

​В четверг 21 декабря 1922 года генеральный секретарь ЦК РКП (б) Иосиф Сталин отмечал день рождения. В тот же день вышел в свет первый номер новой советской газеты «Безбожник». Названием первополосного материала номера была цитата из Карла Маркса: «Религия — опиум для народа». «Опиум — одурманивающий яд», — пояснялось в статье для целевой аудитории.

​Уже во втором номере газеты, вышедшем в свет в последний день 31 декабря 1922 года, появился материал под заголовком «Комсомольское Рождество». Цитируем:

Коммунистический союз молодежи готовится к устройству в рождественские дни своих «комсомольских» святок… В городах будут устроены «Комсомольские карнавалы», с пением, музыкой, плясками и ряжением. Ряженые пройдут в костюмах древних языческих богов старого мира, создавших образ дохристианского Иисуса, олицетворявших собою солнце и развитие производительных сил природы вообще.

В комсомольское шествие предлагается ввести и элемент бытовой и политической сатиры. Антанта, Колчак, Деникин, помещик, теперешний нэпман, рождественский гусь, поросенок и т. д. — пройдут ряжеными в комсомольском карнавале.

​Группы комсомольцев пройдут по улицам, где и по квартирам, с красной звездой буду славить… Советскую власть. В детских домах будут устроены комсомольские елки. Карнавал закончится шествиями с факелами, фейерверком и сжиганием изображений богов, совершенно не нужных миру трудящихся».

​В корреспонденциях с мест сообщалось, что в деревне Лесной Остров (в настоящее время — Гомельская область Белоруссии) «крестьяне, совместно со стариками» единогласно постановили взамен Рождества праздновать день Октябрьской революции 7 ноября.

​В Орле комсомольцы ходили по городу, распевая антирелигиозные частушки. Авторам лучших частушек выдавались премии антирелигиозной литературой. В Тамбове — карнавал, шествие с факелами и фейерверк. В Харькове — хождение с красной звездой и пением под окнами комсомольских колядок. Казань — митинг с участием 5000 человек, сожжение богов. Брянск — «молящиеся покинули храмы и присоединились к карнавалу». Царицын — выпущена специальная однодневная газета «Комсомольское Рождество». Тифлис — суд над религией, на бывшем военном соборе кресты заменены красными звездами. А вот в Самаре почему-то решили перенести комсомольский праздник на неделю — на 14 января.

​Внедрение в массы комсомольского Рождества было лишь частью глобальной задачи, поставленной властями: перепропагандировать верующих.

​Перед читателями «Безбожника» с первых же номеров была поставлена задача — путем агитации товарищей немедленно довести тираж газеты до 50 000 экземпляров. В каждом номере указывался тираж, так что легко сравнивать план с фактом. Январь — 15 тысяч. Февраль — 16. Март — 20. В апреле «Безбожник» снизил план до 30 тысяч номеров. Толщина номера выросла с 8 полос до 16. Газету начали печатать в две краски, добавив пролетарскую красную.

Резко увеличилось число иллюстраций. К сотрудничеству были привлечены популярные художники и поэты — Демьян Бедный, Сергей Городецкий, Валентин Катаев, Виктор Дени, Борис Ефимов, Александр Моор, Алексей Черемных.

«Лучший и талантливейший поэт нашей советской эпохи» В. В. Маяковский опубликовал стих «Строки охальные про вакханалии пасхальные».

В газете появилась юмористическая вкладка «Безбожный крокодил». Проводились конкурсы ребусов. К маю рубеж в 30 000 экземпляров был достигнут.

​В «Безбожнике» была реклама. Не только самой же газеты и антирелигиозной литературы, а, например, хозяйственного магазина «Мечта хозяйки», табачной лавки «Оттоман» и цирковых представлений. Креативно подошло к рекламе в газете Главное управление государственного страхования (Госстрах). Оно объясняло крестьянам, что от пожара, града и падежа скота не уберегут крестные ходы и святая вода, зато поможет страховка.

Но главной темой все-таки было безбожие. В 1923 году новый праздник готовился в спешке. Если в Москве его отмечали десятки тысяч человек, то в других городах о массовости говорить не приходилось. Даже специальный сборник «Комсомольское рождество» с циркулярами комсомола и статьей одного из главных советских борцов с религией И. И. Скворцова-Степанова «Комсомольское рождество или почему бы нам не справлять религиозные праздники» был отпечатан с опозданием и потому не успел дойти до провинции.

​Тем не менее, как отмечал автор передовицы «Безбожника» от 11 января 1923 года, «только теперь начинается систематическая антирелигиозная пропаганда». Одно за другим появлялись многочисленные СМИ и брошюры со словом «Безбожник» в названии. К газете «Безбожник» добавился одноименный журнал. Возникли журналы «Безбожник у станка» и «Юные безбожники». «Наш безбожник», «Ачинский безбожник», «Курский безбожник», «Джетысуйский безбожник»… Печатались руководства «Как устроить уголок безбожника», «Песенник безбожника», «Памятка безбожника». Имя им было легион.

​Курсанты кремлевского полка выпустили боевой листок «Кремлевский безбожник». В нем можно было прочесть, например, вирши под названием «Марш безбожника».

​Потренировавшись на «комсомольской Пасхе» (а еврейские товарищи — на альтернативном праздновании еврейской Пасхи, еврейского Нового года и праздничном обеде в пост Судного дня) к 7 января 1924 года комсомольцы советской страны подошли уже с большим опытом. ЦК РКСМ предложил дать новому празднику новое название — «День свержения богов». Оно не прижилось.

Зато колядки с пятиконечной звездой, сожжения чучел богов и театрализованные представления по мотивам книг главного редактора «Безбожника» Емельяна Ярославского прошли с большим размахом и большим соответствием линии партии. Специалисты по научному атеизму объясняли, что кутья — кушанье покойников, вифлеемскую звезду Христос унаследовал от Осириса и Митры, предрождественский пост был связан с нехваткой еды у бедных слоев населения, а вместо рождественской елки на Руси был бадняк — полено, горевшее все святки.

​Только вождь революции Владимир Ульянов-Ленин, доживавший последние дни на этом свете, видимо, не понимал последних партийных веяний и устроил для детишек традиционную рождественскую елку.

Авторы:
Лев Синичкин
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Covid-19 Социальная реклама QR-коды

QR-коды сделают невидимыми

Власти планируют отказаться от употребления этого термина
Ролики Covid-19 Социальная реклама

Лечить по-русски

К новой кампании по вакцинации подключили YouTube
​Пабы — одна из древнейших английских традиций, уходящая корнями во времена Римской империи. Названиям многих чисто английских пивных заведений уже сотни лет. Хотя чужакам названия вроде «Голова турка» или «Три подковы» могут показаться случайным набором слов, на самом деле имена большинства пабов отражают вехи истории Великобритании, а также английской истории наружной рекламы и нейминга.
Covid-19 Социальная реклама

Реклама вакцинирования станет добрее