Дума закручивает алгоритмы интернет-торговле

Законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете может быть внесен в Госдуму до конца года. Авторы законопроекта планируют оставить самое широкое толкования субъекта применения закона. Под требование в текущей версии могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковики и маркетплейсы. По оценке онлайн-ритейлеров, их потери в случае принятия поправок могут составить 100 млрд в год. Полное отключение рекомендательных алгоритмов потребует от сервисов поддержания одновременно двух версий платформы.

Photo by Robynne Hu on Unsplash

Предложенные в мае 2022 года зампредом комитета Госдумы по информполитике Антоном Горелкиным поправки предусматривают добавление статьи 107 в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ. В частности, Горелкин предлагает ввести информирование пользователей об обработке их данных для использования рекомендательных алгоритмов, запретить использование алгоритмов для распространения запрещенного контента, а также обязать платформы публиковать контакты для направления «юридически значимых сообщений» от пользователей.

В последней версии законопроекта предлагается максимально широкое регулирование рекомендательных сервисов онлайн-платформ, сообщает «Коммерсант». Дать пользователям «полностью или частично» отказаться от применения рекомендательных технологий должны будут владельцы всех сайтов или информационных систем, где эти технологии используются. Соответственно, закон будет распространяться на соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы и другие сервисы.

По словам Антона Горелкина, законопроект находится в высокой стадии готовности и его концепция предполагает ответственный подход к использованию рекомендательных алгоритмов от всех участников рынка в целях защиты персональных данных пользователей и недопущения манипуляций со стороны цифровых платформ. Рассматривать влияние законопроекта на отдельные сервисы или направления неправильно, считает депутат.

Антон Горелкин — журналист, депутат Думы от партии «Единая Россия». В 2016-м получил мандат Евгения Чойнзонова, директора Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук. Будучи депутатом Госдумы выступил соавтором 18 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов, в том числе законопроекта, предполагающего ограничение доли иностранного владения в интернет-ресурсах, признанных значимыми в России, до 20%. Сразу после внесения законопроекта акции «Яндекса» обвалились на 20,3%. По некоторым данным, из-за того же законопроекта крупнейший российский онлайн-кинотеатр ivi отложил IPO на бирже NASDAQ.

Также в законопроекте предлагается наделить Роскомнадзор полномочиями на получение у владельцев сайтов данных, связанных «с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий». Эти данные будет необходимо предоставить в течение десяти дней после получения запроса.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает, что принятие законопроекта в части интернет-торговли отбросит рынок в прошлое. По его мнению, без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги. Эксперт оценил ежегодные возможные потери отрасли от введения регулирования в 100 млрд рублей.

По мнению, директора по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карена Казаряна, ранее в законопроекте речь шла о рамочном регулировании в части требований о прозрачности и возможности отключения рекомендаций. Распространение регулирования на все интернет-сервисы, включая коммерцию, приведет к необходимости пересмотра ими бизнес-модели, считает Казарян и поясняет, что наличие или отсутствие тонкой алгоритмической настройки как раз и составляет разницу между доходностью или убыточностью бизнеса.

По мнению представителя IT-отрасли, частично отключить рекомендательные технологии технически невозможно. Полное отключение рекомендательных алгоритмов потребует больших затрат, так как повлечет за собой «необходимость поддержки не менее двух версий платформы».

«Путь какого-либо товара до пользователя станет дольше: помимо того что пострадает экономика процессов, могут возрасти затраты на технологические решения», — добавил Александра Орехович, директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив.

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Соцсети Реклама Телеграм ВКонтакте

Паблики «ВКонтакте» удвоили ценник

На фоне сокращения доступного инвентаря блогеры и владельцы каналов в российских соцсетях повышают цены на рекламу. В марте-апреле стоимость рекламы в телеграм-каналах увеличилась на 32,9%, в пабликах «ВКонтакте» — на 92,5%. Такие цифры приводит в своем исследовании сервис по запуску рекламы в соцсетях SocialJet. Несмотря на то что реклама в «Телеграме» может стоить в шесть раз больше, чем во «ВКонтакте», рекламодатели активнее интересуются именно этим каналом.
Госрегулирование Интернет Браузеры

«Роскомсвобода» защищает Tor от Роскомнадзора

Сервис обжаловал решение о своей блокировке
Интернет-реклама Госрегулирование Роскомнадзор

Единый реестр интернет-рекламы: все коммерчески тайное станет явным

РСПП и ТПП РФ выступают против инициативы Роскомнадзора