05.10.2021, 18:18

Чиновники стали меньше пиариться: госконтракты на PR сократились на треть

Суммарный объем госконтрактов в сфере коммуникационных услуг в пандемию сократился почти на треть, говорится в исследовании Ассоциации консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и компании PR News. У госучреждений показатель упал на 24%, до 9,9 млрд руб., у ведомств сокращение достигло 33% и 10,2 млрд руб. При этом средняя стоимость одного контракта выросла на 12%.

Суммы контрактов в 2020 году упали у всех типов заказчиков, говорится в исследовании госзакупок по основным направлениям PR-услуг, проведенном компанией PR News в рамках проекта «Будущее PR глазами агентств» АКОС. У госучреждений в 2020 году по сравнению с предыдущим годом суммарный объем контрактов снизился на 24% и составил 4,5 млрд в Москве и 5,4 млрд рублей в регионах. У госкомпаний он упал на 32%, до 8 млрд в Москве, 3,5 млрд руб. в регионах.

Сильнее всего сократились коммуникационные бюджеты ведомств — на 33%, до 3 млрд в Москве, 7,2 млрд рублей в регионах.

По данным исследования, в 2015-2020 годах в области коммуникационных услуг по итогам тендеров было заключено 88177 контрактов от более чем 10000 ведомств, компаний и учреждений. Средняя стоимость контракта выросла на 12% против 3% в 2019 году. Доля регионов в общем объеме рынка увеличилась с 45% до 52% годом ранее. Лидируют по средней стоимости контракта Москва и Санкт-Петербург — 1,2 млн руб. и более.

Авторы исследования провели мониторинг государственных тендеров, прошедших в 2015-2020 годах согласно законам №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Информацию о тендерах предоставила платформа Tenderland.ru. Для отбора тендеров в PR News использовали фильтр по предмету закупки (анализировалось все, что связано с коммуникациями). Дополнительно рассматривались тендеры, в которых участвовали игроки рынка (члены АКОС, участники Национального рейтинга коммуникационных компаний). Такой подход позволил отследить тендеры, в названии которых фигурировали сложное определение предмета закупки. PR News изучила госзакупки по шести направлениям PR-услуг: PR, социальным медиа (SMM), организации мероприятий (event), медиааналитике, исследованиям, работе с сайтами (создание, разработка, оптимизация).

Больше всего в 2020 году подорожали услуги на проведение медиааналитики, работу с сайтами и организацию мероприятий. Стоимость медиааналитики выросла на 40%, до 2,2 млн по сравнению с 1,6 млн рублей в 2019 году. Работа с сайтами в рамках госконтрактов стала дороже на 39% — расценки выросли с 2,3 млн в 2019 году до 3,2 млн руб в 2020-м. Организация мероприятий подорожала на 7% — с 2,5 млн в 2019-м до до 2,7 млн в 2020 году.

Остальные составляющие пакета PR-услуг, рассматривавшихся в исследовании, подешевели. На 10-12% снизилась стоимость работы с социальными медиа, исследований и PR-услуг. Стоимость контракта SMM составила 2,4 млн против 2,8 млн руб. годом ранее, исследований — 2,1 млн вместо 2,4 млн руб., для PR показатели составили 2,6 млн и 2,8 млн руб. соответственно.

Увеличились и скидки на услуги, говорится в исследовании. Самую большую скидку (26%) в 2020 году можно было получить, заказав исследование (в 2015 году средняя скидка составляла 23%). На самый незначительный дисконт могли рассчитывать заказчики услуг по медиааналитике: 6% против 11% в 2015 году. При этом медиааналитика стала единственным из исследованных сегментов рынка, в котором размер скидки по сравнению с прошлым годом сократился.

Скидки за услуги по разработке сайта до начала пандемии снижалась, достигнув минимального значения в 2018-2019 годах — 14-15%. Однако в 2020 году они вернулись к уровню 2015 года и составили 21%. Скидка за услуги в сфере организации мероприятий выросли до 11%, в 2015 году этот показатель составил 4%.

В пандемийный год произошло перераспределение рынка между заказчиками. В 2020 году госучреждения, компании и ведомства стали занимать почти равные доли рынка- 32%, 36%, 32% соответственно. Годом раньше разброс был выше: на долю госучреждений пришлось 29%, госкомпаний — 37%, ведомств — 34%.


Автор: Дмитрий Маркин

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?