21.02.2025, 09:33

«Яндекс» поставил выручку на карты: как отчиталась крупнейшая технологическая компания России за 2024 год

За счет малого и среднего бизнеса, получившего возможность с июля 2024 года размещать рекламу в «Яндекс Картах», их рекламная выручка по итогам года выросла на 80%. Искусственный интеллект сейчас обеспечивает 40% выручки рекламы в поиске и 68% в рекламной системе «Яндекса», а использование генеративного ИИ дает +25% к целевым действиям и +34% к эффективности кампаний. Эти и другие занимательные факты из годового отчета «Яндекса» — в материале ADPASS.

«Яндекс Карты» растут за счет малого и среднего бизнеса

Рекламная выручка «Яндекс Карт» в 2024 году выросла на 80%, а в четвертом квартале прошлого года — на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Абсолютных значений в этом сегменте компания уже почти традиционно не назвала. «Карты» входят в крупнейшее направление компании «Поиск и портал», выручка которого за прошлый год достигла рекордных 439 млрд рублей (+30% к 2023 году).

Компания выделила два основных фактора рекламного успеха «Яндекс Карт». Первый — появление на «Директе» возможности закупки рекламы в «Картах». С июля 2024 года рекламодатели могут запускать кампании на «Картах» вместе с «Поиском» и РСЯ (рекламная сеть «Яндекса») в рамках активных кампаний и отдельно от них. Продвижение в «Яндекс Картах» работает по аукционной модели: позиция организации в выдаче поиска в «Картах» при каждом запросе изменяется по результатам аукциона.

Второй фактор — рост количества рекламодателей из малого и среднего бизнеса. В 2024 году их число увеличилось на 41%. МСБ привлекает аудитория «Яндекс Карт», которая в 2024 году превысила 91 млн пользователей в месяц. Общих цифр по объему и динамике рекламной выручки во всех направлениях за 2024 год компания не привела. Сейчас у «Яндекса» более 382 тыс. рекламодателей из малого и среднего бизнеса, а их доля в рекламной выручке составляет 55%.

Искусственный интеллект в рекламе: +25% к целевым действиям и +34% к эффективности

В отчете компании указано, что технологии искусственного интеллекта по автоматическому таргетингу обеспечили 40% выручки рекламы в поиске «Яндекса» и 68% от рекламы в РСЯ.

Использование ИИ в рекламе, по данным компании, способствует росту ее эффективности. Использование нейровидео в рекламных объявлениях стимулирует рост целевых действий на 25%. Использование нового поколения рекламных нейротехнологий — Yandex Neuro Ads 3.0 — дает 34-процентный рост эффективности рекламных кампаний по сравнению с прошлым поколением.

Другие цифры, относящиеся к рекламе в опубликованном отчете, еще более обрывочны и относятся не ко всему 2024 году, а к его последнему кварталу относительно аналогичного периода 2023-го:

— на 48% увеличилось число подключенных к РСЯ мобильных приложений партнеров;

— на 53% выросла выручка от рекламы в мобильных приложениях партнеров;

— 11 тыс. Telegram-каналов подключены к РСЯ;

— в 2,5 раза увеличилась рекламная выручка в «Еде»;

— 7% от торгового оборота маркетплейса (GMV) составила доля рекламной выручки на «Маркете».

«Плюс» в плюсе, e-com и доставка в минусе

Общая выручка «Яндекса» по всем направлениям деятельности в 2024 году впервые перевалила за триллион, увеличившись год к году на 37% до 1,095 трлн рублей. Прирост выручки показали все ключевые сегменты, но самым динамично развивающимся стал «Плюс и развлекательные сервисы» (+47% до 66,9 млрд рублей). Компания объяснила рост увеличением числа подписчиков, выручкой от продажи контента и работой рекламной платформы. У «Плюса» сейчас 39,2 млн подписчиков, на 29% больше, чем в 2023-м. Ежемесячный охват «Кинопоиска» увеличился на 35% до 15 млн человек. Аудитория «Яндекс Музыки» в 2024-м составила 26 млн человек.

Скорректированная чистая прибыль «Яндекса» в 2024 году выросла почти в 2 раза по сравнению с 2023 годом до 101 млрд рублей. Скорректированная EBITDA (прибыль до вычета кредитов, налогов и амортизации) — на 56% до 188,6 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA за год увеличилась с 15,1% до 17,2%.

Однако не все сегменты «Яндекса» прибыльны. В электронной коммерции («Маркет», «Лавка», «Еда» и «Деливери»), втором по размеру выручки направлении «Яндекса», убыток по скорректированной EBITDA в прошлом году составил 57,5 млрд рублей, но по сравнению с 2023 годом это прогресс — тогда было 67,2 млрд рублей.

В сегменте доставки убыток также сохраняется, но в 2024 году он уменьшился на 38% до 5,9 млрд рублей.

Большой затратной статьей «Яндекса» в 2024 году стали выплаты сотрудникам. Из 101 млрд рублей скорректированной чистой прибыли на вознаграждения сотрудников ушло 89 млрд рублей. Это в шесть раз больше, чем в 2023 году. Однако компания утверждает, что такой рост носит разовый характер и связан с возобновлением мотивационной программы для менеджмента и закрытием сделки по разделению бизнеса. В 2025 году «Яндекс» планирует расширить штат сотрудников.

Другие интересные детали из отчета «Яндекса» за 2024 год:

— Доля «Яндекса» в поиске увеличилась на 2,6 п.п. до 66,4%, на устройствах Android — на 2,6 п.п. до 66,1%, на iOS — на 5 п.п. до 56,2%;

— Компания впервые обнародовала количество проданных устройств с «Алисой» — 14,2 млн. Число запросов к «Алисе» составляет 7 млрд в месяц;

— Операционная система «Яндекса» установлена на 4,7 млн телевизорах;

— «Яндекс» во второй раз в истории компании планирует выплатить дивиденды в размере 80 рублей на акцию. По итогам первого полугодия 2024 года были выплачены дивиденды в таком же размере.

Скромные планы «Яндекса» на 2025 год: +30% по выручке

В целом новый финансовый отчет «Яндекса» устроил инвесторов: вчера на утренних торгах Мосбиржи, акции компании выросли на 1,5% до 4 730 рублей за акцию.

На 2025 год руководство группы поставило более скромную, чем в 2024 году, цель по росту выручки «Яндекса» на 30%, а по скорректированной EBITDA — на 32% до 250 млрд рублей. Консервативность прогноза компания связывает с высоким давлением ключевой ставки, но, если денежно-кредитная политика Центробанка смягчится, цели «Яндекс», возможно, перевыполнит.

Рост рекламного рынка в 2025 году «Яндекс» оценивает в 10-20%.

Авторы:
Виктор Хилько
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram