07.02.2025, 19:09

Пресса мечтает о невозврате: о чем спорят издатели и «Почта России»

«Почта России» нехотя повысила на 10% розничные цены на газеты и журналы, но издателям этого мало. Союз предприятий печатной индустрии ГИПП провел круглый стол «Развитие издательского бизнеса с “Почтой России”», на котором члены организации жаловались, что пока они подсчитывают убытки, госкомпания вдвое увеличила наценку для СМИ — с 53% до 170%, а вместе с ней и свою маржинальность в данном сегменте — до 60%. Представители «Почты» объясняли, что тоже должны зарабатывать, что нужно реагировать на меняющийся спрос и оптимизировать ассортимент, например, сокращая ассортимент сканвордов в отделениях связи. В ответ издатели предложили ассортимент, наоборот, увеличить и посмотреть, что из этого выйдет.

 Почта или «Пятерочка»: где покупать прессу

Участники круглого стола с цифрами в руках объясняли представителям «Почты России», что ценовая политика госмонополии делает работу с ней невозможной. Гендиректор издательского дома «Юнилайн» (журналы «Непоседа», «3/9 царство», «1000 советов дачнику»; «1000 советов кулинару») Юрий Веремьев рассказал, что в 2024 году тираж в штуках у его компании сократился на 20%, как и продажи. В денежном выражении отгрузки год к году упали на 10%. При этом издатель на 15% снизил количество наименований, поставляемых в почтовые отделения, убрав издания, у которых возврат превышает 60-65% от тиража, который они оставляют в отделения связи.

Гендиректор ИД «Юнилайн» Юрий Веремьев // Фото: Иван Макеев, «Комсомольская правда»

По словам Юрия Времьева, издатели вынуждены поднимать цены на фоне подорожания широкого спектра товаров и услуг, которые они используют в своем бизнесе. Он отметил, что зафиксирован существенный рост цен на типографские, складские и логистические услуги, также нужно было повышать зарплаты. Кроме того, с февраля 2024 года стоимость газетной бумаги увеличилась на 9-12%.

Гендиректор издательства «Кардос» (телегиды, издания о здоровье, дачные и кулинарные журналы) Олег Бережной сказал, что хотя маржинальность издателей печатной прессы падает, но «Почта России» продолжает хорошо на них зарабатывать. Он сообщил, что по сравнению с 2021 годом наценка госкомпании для СМИ увеличилась в два раза — с 53% до 170%. Вместе с тем «Почта» увеличила свою маржинальность в данном сегменте: на начало 2024 года этот показатель для печатных изданий составлял 40-45%, а к концу года достиг 60%. При этом маржинальность «Кардоса», по словам Олега Бережного, не менялась с 2019 года.

Гендиректор группы «Кардос» Олег Бережной // Фото: Иван Макеев, «Комсомольская правда»

Глава «Кардоса» рассказал, что отпускные цены на прессу в отделениях связи превышают цены в супермаркетах и киосках в 1,5-3 раза. Он назвал это главной причиной падения продаж.

Сейчас один супермаркет «Пятерочка» продает прессы в 3-5 раз больше, чем отделение связи. И до сих пор есть издатели, например «Бурда», которые не желают связываться с «Почтой»».

Олег Бережной
Гендиректор группы «Кардос»

Участники рынка считают, что «Почте» нужно снизить процент возврата тиража — нераспроданных газет и журналов. «Сегодня возвраты составляют примерно 55%, по итогам 2024 года мы выходили с предложениями о том, как можно было бы снизить этот показатель и довести целевой возврат хотя бы до 40-45%, — заявил Олег Бережной. — Процентов 5-7% мы могли бы убрать, будь у нас актуальная база отделений почтовой связи, — сегодня у нас нет информации о том работает ли то отделение, в которое мы отправляем тираж».

Эксперименты с ассортиментом

Представители «Почты России» согласились с цифрами издателей. Директор продуктовой фабрики «Почты России» Антон Нечаев признал, что для печатной прессы падение продаж в штуках составило 16-18%, а в деньгах — 10%. По его данным, средний показатель возврата по изданиям составляет 40-50%.

Но в госкомпании считают, что категории печатных изданий в последние годы демонстрируют разнонаправленную динамику. Руководитель направления дирекции по развитию бизнеса «Розница» «Почта России» Виктор Афонин сообщил, что, например, по изданиям категории «Сад и огород» падение составило больше 20%. Сокращение спроса он связал с тем, что потребитель находит цифровые каналы получения информации.

Нужно быстрее реагировать на спрос — если тот или иной вид издания или регион показывают низкие результаты, то необходимо менять объем заказов и поставок». 

Виктор Афонин
Руководитель направления дирекции по развитию бизнеса «Розница» «Почта России»

Представители «Почты России» уверяют, что простой выход — значительно увеличить отпускные цены — вряд ли решит проблему. Антон Нечаев предложил рассмотреть вариант «географической и ценовой сегментации» продаж. По его мнению, такой подход поможет снизить процент возврата изданий до 30-35%.

Повысить закупочные тарифы и вслед за ними поднять стоимость на полке для потребителя нельзя, иначе войдем в спираль сокращения спроса. Покупатели печатной продукции чувствительны к цене. Рост расценок на полке приведет к сокращению числа людей, которые купили издание, и наши усилия направлены на неувеличение конечной стоимости». 

Антон Нечаев
Директор продуктовой фабрики «Почты России»

Дополнительный аргумент в пользу такой позиции привел Виктор Афонин. Он сказал, что госкомпания в последние несколько лет фиксирует разнонаправленную динамику по видам изданий. Например, по категории «Сад и огород» падение составило больше 20%, так как потребитель находит цифровые каналы и происходит сокращение спроса на эту продукцию. «Хотя «Почта» и является госкомпанией, но она должна зарабатывать деньги. Мы должны реагировать на меняющийся спрос и оптимизировать ассортимент, идя за спросом, который есть на рынке. Если тот или иной вид издания или регион показывают низкие результаты, то необходимо менять объем заказов и поставок», — предложил он.

Руководитель направления дирекции по развитию бизнеса «Розница» «Почта России» Виктор Афонин // Фото: Иван Макеев, «Комсомольская правда»

— Издатели готовы снизить отпускные цены — в два раза и больше, если «Почта» вообще откажется от возврата тиражей, — внезапно заявил Юрий Времьев из «Юнилайна».

За круглым столом заулыбались.

— Получается, что принятый «Почтой» в 2024 году мораторий на повышение цен на печатную прессу снят? — поинтересовалась заместитель гендиректора по распространению и продвижению «Комсомольской правды» Ирина Дегтярева.

— Он точно снят, так как в декабре 2024 года 99% изданий согласовали новые условия работы, — ответил Виктор Афонин.

Замгендиректора по распространению и продвижению «Комсомольской правды» Ирина Дегтярева // Фото: Иван Макеев, «Комсомольская правда»

Затем он начал рассказывать об эксперименте с сокращением ассортимента печатных изданий. Виктор Афонин предложил уменьшить количество наименований, которые продаются в отделениях связи. «Если мы сократим часть изданий развлекательного характера, например сканвордов, то может быть выиграем в объеме продаж», — предложил он.

— Зачем проводить эксперименты по сокращению ассортимента, которые уже проводились? — резко вступил в дискуссию коммерческий директор «ТДС Медиа» (дистрибуторское подразделение ИД «Иванов Монамс медиа») Антон Волков. — Розничная сеть «Лента» уже проводила такой эксперимент год назад, когда хотела сократить ассортимент печатных изданий. Но в итоге мы убедили их не сокращать, а, наоборот, расширить предложение.

— Да, они выделили дополнительные стенды под прессу и получили рост продаж в полтора раза, — быстро подтвердил Олег Бережной из «Кардоса».

Столкнувшись с таким напором, Виктор Афонин из «Почты России» оперативно сменил переговорную позицию.

— Мы гибки и готовы провести эксперимент по увеличению ассортимента печатных изданий в почтовых отделениях, если это покажет свою эффективность и увеличит продажи, — примирительно сообщил он издателям.

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram