YouTube укрепляет позиции как универсальная платформа с эксклюзивным охватом: 45% зрителей Shorts не пользуются TikTok, 65% — Reels. Все это происходит на фоне стремительного роста загрузок: +16% для длинных видео и +42% для Shorts за последний год.
Сложные цифровые продукты и высоконагруженные сервисы требуют непрерывной поддержки и развития. Поэтому, завершив разработку MVP, диджитал-компании предлагают разные форматы сотрудничества:
Техподдержку — это постепенные доработки сервиса, добавление новых интеграций, рефакторинг кода и устранение ошибок после завершения гарантийного срока.
Итерационное развитие — спринты с формулировкой и проверкой гипотез. В конце каждого спринта анализируют промежуточные результаты и выдвигают новые требования к продукту.
Развитие проекта выделенной командой — из внутренних специалистов подрядчика формируют продуктовую команду для проекта. Они погружаются в задачи, как инхаус-сотрудники, но работают при этом на стороне агентства.
Передача проекта инхаус-команде. Передача проекта в инхаус предполагает, что в продукте есть свой пул специалистов, которые закроют весь спектр задач — от аналитики до тестирования. Внутренняя разработка может обойтись дороже агентской. Чтобы грамотно посчитать экономику, нужно учитывать не только зарплаты продуктовой команды, но и добавить к ним затраты на передачу проекта. Из чего они складываются — расскажем ниже.
В момент передачи падает производительность — задачи делают дольше, либо вообще ставят на стоп, потому что новым людям требуется время на знакомство с проектом. Скорость этого процесса зависит от разных факторов: качества продукта, его стадии развития, квалификации новых специалистов и так далее.
На сбор и подготовку документации, онбординг команды, настройку инфраструктуры для внутренней разработки могут уйти месяцы. Если в бэклоге находятся задачи, которые требуют срочной реализации и запуска, дедлайны по ним неизбежно сдвинутся. Это может привести к потере денег для бизнеса и недовольству пользователей, которые начнут загружать техподдержку продукта жалобами.
Также нужно учитывать ещё два момента:
Инхаус-команда может работать медленнее, чем IT-аутсорс, потому что старается распределять ресурсы равномерно. Диджитал-продакшны получают оплату за выполненные работы, поэтому развивают производственные процессы так, чтобы показывать результат быстро.
Поиск и найм в штат сотрудников — тоже долгий процесс. Чем выше грейд специалиста, тем тяжелее его найти. Кроме того, кто-то должен фильтровать отклики и оценивать кандидатов. Нужно нанимать рекрутера, который возьмёт поиск команды на себя, либо обращаться в HR-агентство.
В итоге разработка проекта инхаус исчисляется не только зарплатой сотрудников, но и сроком их найма, адаптации и настройкой производственных процессов внутри продукта.
Итак, заказчик решил завершить сотрудничество с подрядчиком и передать проект внутренней команде. Расскажем, что может предложить диджитал-продакшн, чтобы сделать этот процесс проще.
Этот этап обговаривается индивидуально и не является обязательной частью передачи проекта. Некоторые аутсорс-компании могут предложить помощь с наймом сотрудников, мы — не исключение. Процесс идёт по-разному в зависимости от нужд заказчика. Мы можем искать нужных специалистов, готовить тестовые задания, проверять их или даже проводить собеседования. Клиенту останется только заняться оформлением успешных кандидатов.
Суть документации — сделать так, чтобы любой новый участник проекта мог ознакомиться с данными и понять, как всё устроено и что ему делать дальше. При этом не привлекая к расследованию менеджеров компании, которая разрабатывала продукт ранее. Подготовка документации — отдельная услуга, на которую заключают договор. В ней перечисляют, что должен передать подрядчик.
Что может подготовить подрядчик:
Документацию по общим настройкам, инфраструктуре, логике работы системы.
Документацию по бэкенду и фронтенду, описание API и интеграций.
Глоссарий по проекту, планы работ, гайды по запуску, тестированию и релизам.
Документацию по тестированию: тест-кейсы и отчёты о запуске автотестов.
Инструкции по работе с административной панелью.
Внешнюю документацию для пользователей, партнёров и надзорных органов.
Задачи, прописанные в договорах и допсоглашениях, должны быть реализованы в полной мере. Так продукт заказчика не будет простаивать, а подрядчик сможет получить оплату.
Важно убедиться, что все доступы переданы ответственному лицу, указанному в договоре. Не новому CTO, менеджеру или любому другому сотруднику компании, а тому человеку, который указан в документах.
Какие доступы передают:
к серверу;
к административной панели;
к интеграционным сервисам;
в репозиторий;
к хостингу;
к управлению доменом;
Сюда входят:
проектные процессы: флоу разработки и бэклог;
пользовательские истории;
результаты конкурентного анализа и бенчмаркинга;
технические задания;
прототипы;
дизайн-макеты;
UI-kit и дизайн-система.
И прочие документы, необходимые для понимания текущего статуса проекта и будущего переиспользования.
Хороший тон не просто передавать папку с артефактами, но и сделать файл-рубрикатор со ссылками и пояснениями, что внутри.
Онбординг проводится в виде созвона или серии встреч. Команда продукта изучает документацию, подрядчик отвечает на их вопросы. Далее новых работников сопровождают во время погружения в проект — консультируют по производственным процессам и проводят код-ревью.
Нужно отметить, что онбординг проводят опционально, так как он не всем нужен. Например, при передаче корпоративного сайта не должно возникать вопросов, как с ним работать дальше. Чаще всего онбординг оправдан в сложных продуктах и высоконагруженных сервисах.
При передаче проекта действия подрядчика зависят от договора, который заключили стороны после разработки. Объём документации, найм и обучение новой команды и другие действия прописывают и согласовывают отдельно. Все перечисленные выше этапы не происходят по умолчанию.
Убедитесь, что вам предоставили всю документацию, которую вы запросили в договоре.
Проверьте, есть ли у вас доступы к серверу, админке, интеграционным сервисам, хостингу, управлению доменом и в репозиторий.
Убедитесь, что вам передали все артефакты, которые использовали при разработке проекта.
Мы в Creonit разрабатываем сервисы, мобильные приложения, интернет-магазины и сайты для бизнеса. Если вы хотите заказать разработку цифрового продукта — напишите нам в форму обратной связи на сайте. Мы проконсультируем вас, даже если вы не знаете, с чего начать.
YouTube укрепляет позиции как универсальная платформа с эксклюзивным охватом: 45% зрителей Shorts не пользуются TikTok, 65% — Reels. Все это происходит на фоне стремительного роста загрузок: +16% для длинных видео и +42% для Shorts за последний год.
Компания ZeBrains приняла участие в ежегодной Партнёрской конференции Битрикс24, где был представлен релиз «Космос». Платформа получила масштабное обновление: искусственный интеллект стал центральным элементом развития, а инструменты автоматизации — функциональнее.
В 2025 году российские предприниматели официально признают: данные и ИИ нужны, но работают всё равно «на ощущениях». Совместное исследование бизнес-школы МИРБИС и «Сбер Бизнес Софт» показывает, что больше 60% компаний верят в пользу CRM, ИИ и предиктивной аналитики, но регулярно используют эти инструменты только 25–30% респондентов. При этом, как отмечают «Ведомости», «каждый пятый предприниматель применяет ИИ без CRM-системы, а ещё 10% планируют запуск чат-ботов без клиентской базы» — данные рассеиваются, и отдел продаж продолжает жить не по процессу, а по интуиции менеджеров. То есть компании инвестируют в системы, дашборды и AI, но ключевое, что происходит с клиентом в воронке, по-прежнему решает не управляемый процесс, а «интуиция сильного менеджера» — в этом и заключается главный парадокс сегодняшних продаж.