05.07.2022, 18:42

«Яндекс» пробует Delivery Club

Холдинг VK и «Сбер» пытаются найти покупателя на самый большой в России сервис доставки еды Delivery Club. В приобретении проекта заинтересован «Яндекс».

Источники, близкие к акционерам совместного предприятия «О2О», сообщили The Bell, что СП готово избавиться от своего основного актива – сервиса доставки еды Delivery Club.

«О2О» — совместный проект Mail.ru Group и «Сбербанка». Предприятие было создано в конце 2019 года. Основными задачами компании назывались развитие сервисов в сфере доставки еды и ресторанного бизнеса, транспорта и других направлений. Суммарные инвестиции партнеров должны были составить 64,4 млрд рублей.

На момент организации в предприятие вошли:

— Со стороны Mail.ru Group сервис заказ такс «Ситимобиль» и служба доставки еды Delivery Club.

— Со стороны Сбербанка компанию SberFood, каршеринг YouDrive, сервис доставки еды Performance Group и сервис доставки продуктов из магазинов «СберМаркет».

Совместное предприятие не рентабельно. Оно приносит убытки и «Сберу», и VK. В 2021 году чистый убыток “О2О” составил 14,4 млрд рублей. Годом ранее – 10,5 млрд. Одновременно выручка Delivery Club в прошлом году выросла на 60% до 16,2 млрд. Число заказов возросло в полтора раза и составило 87 млн. заказов. Сервис, по данным Tinkoff Data, занимал первое место на рынке. На его долю приходилось 42% заказов.

Рассматриваются различные варианты сделки. Один из возможных – обмен Delivery Club на два сервиса «Яндекса»: новостного агрегатора и платформы микроблогов «Дзен». Однако это может произойти только в случае одобрения сделки ФАС. «На текущий момент ходатайство по этой сделке не поступало на рассмотрение в ФАС России», — сообщили 5 июля РИА «Новости» в агентстве. Перспективы одобрения такой сделки весьма туманны. В случае приобретения Delivery Club “Яндексом” и возможного объединения с сервисом “Яндекс.Еда” на рынке может появиться слишком мощный участник. Он займет 77% от общего числа покупок и 82% от их стоимости.

Соглашение о продаже двух сервисов «Яндекса» холдингу VK появились в конце апреля. Сумма сделки оглашена не была.

«Яндекс.Новости» — служба автоматической обработки и систематизации новостей, собирающая сюжеты из разных источников. Сервис существует с 2000 года. По данным сервиса «Яндекс.Радар», месячная аудитория «Яндекс.Новостей» в мае этого года составляла 31 млн пользователей. В среднем читатели проводят в агрегаторе чуть больше двух часов в месяц.

«Яндекс.Дзен» — платформа для блогеров и медиа, запущенная в 2017 году. Платформа позволяет компаниям и независимым авторам публиковать медиаконтент (статьи, фото, видео), а также монетизировать публикации с помощью рекламы. Месячная аудитория «Дзена» в мае составляла 52,8 млн пользователей, которые в среднем ежемесячно проводили на платформе по три с половиной часа.

«Яндекс» готов купить Delivery Club, только если оба акционера из него выйдут, сообщил источник издания. VK и «Сбер» сначала должны договориться между собой, кто у кого выкупит долю из совместного предприятия, а потом продаст «Яндексу».

Интерес VK к сделке понятен. Холдинг перестраивает свой бизнес в контекстно-медийную компанию. Все силы брошены на развитие ее главного актива – соцсети «ВКонтакте» и подразделений, сконцентрированных вокруг неё: видео-сервисов и мессенджера. Руководство холдинга еще до начала военных действий в Украине считало совместный бизнес со «Сбером» не приоритетным. После 24 февраля менеджментом VK взял курс на избавление от непрофильных и приносящих убытки активов.

Что в обмен на свою долю в Delivery Club собирается получить «Сбер» непонятно.

После 24 февраля VK и «Сбер» решили пересмотреть свои совместные планы и проекты. В марте партнеры продали сервис такси «Ситимобиль». Тогда же стало известно, что партнеры могут продать другой сервис – «Кухню на районе». Любопытно, что, по данным РБК, покупателем сервиса мог выступить «Яндекс».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram