Все пишут в правительство о маркетплейсах: сразу восемь отраслевых ассоциаций попросили власти отрегулировать электронную коммерцию
Отраслевики завалили правительство письмами про маркетплейсы. Сегодня стало известно, что ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обеспокоена новым трехпроцентным сбором за интернет-рекламу и просит не признавать рекламой информацию в карточках товаров и услуг, которые выложены на маркетплейсах и в классифайдах. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложила властям заставить маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования, ограничить количество пунктов выдачи заказов в регионах и запретить приоритезацию собственных торговых марок. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) считает, что нужно законодательно обязать маркетплейсы раскрывать алгоритмы поисковых выдач на их площадках. ADPASS постарался вникнуть в доводы отраслевых ассоциаций.
Photo by Camille Brodard on Unsplash
Что тревожит автодилеров
На прошлой неделе Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон «О рекламе», предполагающие, что с апреля 2025 года участники рынка интернет-рекламы начнут платить новый сбор в размере 3%. В РОАД опасаются, что принятые нормы распространят не только на собственно рекламные форматы в интернете, но и на карточки товара на классифайдах и маркетплейсах.
Информация на таких карточках не может считаться рекламой, сказано в письмах, которые РОАД направила председателю правительства Михаилу Мишустину и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максиму Шаскольскому. Еще три копии ушли в общественные организации «Опора России», Торгово-промышленная палата и в Российский союз промышленников и предпринимателей.
Авторы писем ссылаются на закон «О защите прав потребителей» (статья 10), по которому наименование товара, его основные характеристики и цена должны быть предоставлены покупателю. В свою очередь, закон «О рекламе» (статья 2) устанавливает, что его положения не распространяются на информацию, которая обязана доводиться до потребителя. В РОАД подчеркивают, что, исходя из преамбулы закона «О защите прав потребителей», владельцы агрегаторов товаров и услуг не являются рекламораспространителями. Кроме того, они утверждают, что по сложившейся судебной практике продуктовые карточки на таких платформах не считаются рекламными материалами.
Если эти карточки отнести к рекламе и распространить на них новый сбор за интернет-рекламу, то интернет-площадки понесут существенные затраты. Это, в свою очередь, вызовет рост тарифов на размещение и, в конечном итоге, ляжет «непосильным бременем на всех участников рынка, в том числе на автодилеров и на конечных потребителей (граждан)», прогнозируют авторы писем.
Продвижение автомобилей на интернет-платформах и сейчас обходится автодилерам недешево. Как сообщил «Ведомостям» исполнительный директор РОАД Игорь Чикин, порядка 40–50% расходов на продвижение приходится у автодилеров на классифайды и маркетплейсы. У автомобильной группы «Авилон» такие затраты достигают в среднем 50%, сказал директор по маркетингу автодилера Андрей Каменский. По словам гендиректора по цифровой трансформации «Автодома» и «Автоспеццентра» Олега Кузнецова, у этих групп маркетплейсы и классифайды аккумулируют 90% маркетингового бюджета на продвижение подержанных автомобилей и 25% — новых.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала критерии для определения, какая информация в интернете считается рекламой. Об этом изданию Forbes сообщил источник, близкий к разработчикам инициативы, а также подтвердил представитель одной из ИТ-компаний. Согласно проекту документа, рекламой будет считаться такая информация на маркетплейсах, классифайдах и в поисковиках, которая адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к определенному товару, работе или услуге и не имеет характера справочных или аналитических материалов.
Введение трехпроцентного сбора за интернет-рекламу уже вызывало ряд вопросов у РСПП. На этой неделе президент союза Александр Шохин направил вице-премьеру правительства России Дмитрию Григоренко письмо с просьбой разъяснить правила взимания нового сбора. Александр Шохин подчеркнул, что принятые Думой поправки к закону «О рекламе» могут привести к многократному обложению сбором первичного рекламного бюджета, что создает «предпосылки для роста цен и разгона инфляции» на товары и услуги ведущих рекламодателей — банков, розничных сетей, операторов связи, онлайн-платформ и фармацевтических компаний. В РСПП предложили ограничить уплату сбора первым участником цепочки размещения рекламы, а остальных освободить от отчислений.
Кто и как будет платить новый сбор
Госдума приняла поправки о трехпроцентном сборе с рекламораспространителей, операторов рекламных систем (ОРС) и рекламных агентств 11 декабря в третьем чтении. Согласно поправкам, речь идет об уплате сбора с дохода, полученного в течение календарного квартала от реализации услуг, связанных с распространением в интернете рекламы, ориентированной на российских потребителей.
В законе предусмотрены несколько категорий компаний-льготников. Отчисления смогут не платить те, кто распространяет рекламу на сайтах, которыми владеют теле- и радиовещатели, а также на «общероссийских обязательных общедоступных» телеканалах и каналах, «получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах». Кроме того, льготу получат информационные агентства и сайты, зарегистрированные как сетевые издания, если они соответствуют одному из следующих критериев: в частности, учреждены государственными или муниципальными органами; в течение года получали бюджетное финансирование на функционирование СМИ; осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя периодического печатного издания с тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности.
Шесть отраслевых ассоциаций, заинтересованных в традиционной рознице, отправили письма председателю правительства Михаилу Мишустину и замруководителя администрации президента Максиму Орешкину: Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация анимационного кино, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциация прямых продаж.
Они написали, что маркетплейсы дискриминируют участников традиционного ритейла, а также продавцов и покупателей, сообщает «РБК». По мнению отраслевых экспертов, интернет-платформы предпочитают продвигать собственные торговые марки, неправомерно повышают цены и штрафы, способствуют распространению контрафактной продукции, нарушают права интеллектуальной собственности при создании карточек товаров, а также практикуют дробление бизнеса.
Авторы писем попросили учесть их предложения при подготовке проекта закона «О платформенной экономике»:
– Обязать маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования;– Ввести определение понятия «дискриминация» применительно к партнерам и покупателям;
– Запретить маркетплейсам отдавать предпочтение своим торговым маркам при установлении цен и размещении товаров на сайтах;
– Установить меры ответственности за несоблюдение этих требований.
Авторы писем также предлагают установить минимальную площадь пункта выдачи заказов (ПВЗ) в 25 кв. метров и наделить региональные власти полномочиями устанавливать максимальное число таких точек в регионе.
Крупным цифровым платформам — предъявить алгоритмы поисковой выдачи
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — восьмое отраслевое объединение, обратившееся с письмом в правительство. АКОРТ направила главе Минэкономики Максиму Решетникову отзыв на законопроект о платформенной экономике. В ассоциацию входят федеральные ритейлеры X5 Group, «Магнит», «Ленту», «Дикси», Auchan, Metro и другие.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев предложил усилить контроль над деятельностью крупных цифровых платформ, пишет «Коммерсант»:
– Внести в законопроект понятие крупной цифровой платформы, если она занимает более 20% от общего объема товарооборота на подобных площадках. Это поможет отслеживать процессы укрупнения маркетплейсов и предотвращать ухудшение условий для продавцов;
– Онлайн-платформы должны раскрывать алгоритм поисковых выдач своим партнерам (селлерам), обеспечивая равные условия для всех участников рынка;
– Ограничить размеры и зафиксировать условия отмены штрафов, которые маркетплейсы могут накладывать на продавцов и операторов пунктов выдачи заказов.В
АКОРТ считают, что традиционная розничная торговля сталкивается с высокой степенью регулирования в вопросах антимонопольных норм и взаимодействия с поставщиками. Между тем, цифровые платформы работают без таких ограничений, что дает им существенные конкурентные преимущества.