05.10.2022, 12:00

Тендерное неравенство: нечестных конкурсов на рекламном рынке все больше

Каждый третий рекламный тендер является договорным или проводится недобросовестно, следует из исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Чаще всего агентства сталкиваются с нечестными конкурсами на креатив и разработку стратегии. 51% респондентов уверены, что в 2022 году количество неэтичных тендеров выросло.

Исследование добросовестности тендеров рекламного рынка в период с января 2021 года по июль 2022 года провел исследовательский центр АКАР/АРИР/РАМУ. На вопросы электронной анкеты ответили представители 82 агентств. 70% респондентов участвовали хотя бы в одном тендере в указанный период.

Открыть исследование 

АКАР определяет неэтичный (фейковый) тендер как коррупционное явление, заключающееся в целенаправленных действиях организаторов тендера, направленных на фальсификацию результатов или имитацию выбора победителя, подлог результатов, сбор конфиденциальной информации с участников тендера.

По данным исследования, доля недобросовестных тендеров на рекламном рынке в 2021-2022 годах составила 34%. Это означает, что обманывать на конкурсах стали чаще: в период с января 2020 года по октябрь 2021 года таких тендеров было 29% (предыдущее исследование проводилось в ноябре 2021 года). При этом пятая часть (19%) опрошенных уверены, что количество неэтичных тендеров увеличилось более чем на 40%. Еще треть (32%) считают, что рост числа таких конкурсов составил не более 40%.

45% агентств в 2021-2022 годах приняли участие в пяти и более недобросовестных тендерах

Чаще всего «договорняки» случались при выборе подрядчиков для создания креатива и разработки стратегии — 44% и 41% соответственно. Также неэтичными оказались треть тендеров на медиапланирование и закупку, продакшн и организацию мероприятий, указали респонденты. Самыми честными были конкурсы на проведение исследований — всего 7% недобросовестных.

Неэтичные тендерные практики нанесли пострадавшим компаниям финансовый ущерб и привели к потери времени, отметили большинство участников исследования 2021 года. 30% агентств потеряли из-за участия в неэтичных тендерах в 2020-2021 годах от 5 до 20 млн рублей. В новом исследовании оценка ущерба не проводилась.

Читать про исследование 2021:

О чем молчат участники тендеров

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025
Редакция ADPASS
12.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025