Общительные подростки много общаются не только в социальных сетях, но и в реальной жизни. Социальные сети не мешают подросткам развивать навыки общения. Таковы результаты исследования, проведенного международным коллективом ученых, содержащиеся в статье, опубликованной в научном рецензируемом журнале Computers in Human Behavior. Эти выводы противоречат популярным в настоящее время теориям о безумно вредном влиянии соцсетей на подрастающее поколение.
Российские стартапы хотят работать на родине, но жить на западные инвестиции
Более половины российских стартапов стремятся попасть на рынки Европы и США. При этом почти 40% компаний уже переехали в другие страны или планируют. Для большинства предпринимателей Россия остается основным или, по крайней мере, одним из целевых рынков, но необходимый для развития капитал предприниматели предпочитают искать у западных инвесторов. В текущих условиях выстраивать модель, когда команда релоцировалась, а ключевой целевой рынок остается в России, объективно тяжело, предупреждают эксперты. Альтернативным решением могло бы стать развитие бизнеса в странах Ближнего Востока и Азии. Но выходить на эти рынки сложнее из-за языкового и ментального барьеров.
На двух стульях
Почти 9 из 10 стартапов считают Россию основным рынком, пишет РБК с ссылкой на результаты опроса платформы для венчурных инвестиций Dsight. Опрос проводился в июне путем онлайн-анкетирования через личные приглашения, в нем приняли участие 64 стартапа и 21 инвестор, связанные с российским венчурным рынком.
При этом больше половины стартапов не отказываются от планов по выходу на зарубежные рынки. Самыми популярными направлениями для расширения бизнеса являются страны СНГ и Европа. Около 40% респондентов сообщили, что уже релоцировались или планируют переехать в другие страны. Только половина из тех, кто перевез сотрудников за рубеж, продолжают рассматривать Россию в качестве одного из целевых рынков.
Выход на западные рынки упрощает для стартапов получение капитала для развития. В прошлом году Европа обогнала Китай по количеству технологических «единорогов» — стартапов с оценкой выше $1 млрд. Согласно исследованию венчурной компании Atomico, в Китае в 2021-м появилось 26 такой компаний, в результате их число достигло 300. В Европе за тот же период появилось 98 IT-стартапов с оценкой от $1 млрд, а общее число таких проектов составило 321. Однако для российских стартапов многие двери сейчас закрыты: так, в марте один из крупных европейских фондов Index Ventures, в портфеле которого также был российский Ozon, объявил о прекращении инвестиций в российские стартапы.
Какие рынки российские стартапы рассматривают в качестве целевых
73%
Россия
58%
Страны СНГ
53%
Европа
44%
Ближний Восток
43%
Азия
42%
США
Непокорная Азия
Помимо Европы и США, стартап может получить высокую оценку стоимости в Китае, считает основатель Dsight Арсений Даббах. Но выходить на этот рынок сложнее, поскольку предпринимателям приходится сталкиваться с языковым и ментальным барьером, поясняет эксперт.
Сместили свой географический фокус на другие регионы и российские инвесторы. Если раньше они преимущественно вкладывались в локальные стартапы и в компании с российскими корнями в Европе и США, то сейчас топ направлений возглавляют СНГ (78%), Ближний Восток (66%) и Азия (44%). При этом эксперты сомневаются, что в условиях угрозы санкций азиатские инвесторы проявят встречный интерес к российским проектам.
По данным глобального исследовательского центра стартапов и инноваций StartupBlink, в 2021 году рейтинг стран с наиболее благоприятными для стартапов экосистемами возглавили США. Из европейских стран в рейтинг вошли Великобритания (2-е место), Германия (5-е), Швеция (6-е) и Швейцария (8-е). На 7-м месте находится Китай, на 10-м — Сингапур. Ни Россия, ни страны СНГ в топ не попали.
Управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко отмечает, что сейчас «движения» с релокацией выглядят хаотично и несистемно. В текущей ситуации предпринимателям тяжело выстраивать модель, при которой команда работает за рубежом, в то время как целевой рынок компании находится в России. Многие стартапы продали российскую часть бизнеса, выбрав вариант развития за пределами России, указывает Даббах.
По прогнозам аналитиков Dsight, в результате воздействия геополитических факторов по итогам года объем российского рынка венчурного финансирования и число сделок сократится в 2-3 раза относительно показателей прошлого года.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Тендеры на рекламное обслуживание честнее не становятся. В 2023 году доля недобросовестных торгов выросла до 24% от общего количества проводимых в России против 21% годом ранее. Такие результаты получил аналитический центр Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в ходе очередной волны специализированного исследования. Но есть и хорошие новости: годовой ущерб от участия в нечестных торгах снижается. В 2022 году 35% респондентов оценили его в 5-10 млн рублей, а в 2023-м больше всего опрошенных (38%) сказали, что их потери были в диапазоне 0-5 млн рублей.
Реклама в играх значит для маркетинга все больше, уже наравне с продвижением в онлайн-видео, уступая только социальным медиа. Объем американского рынка рекламы в видеоиграх увеличился с $5 млрд в 2022 году до $7,5 млрд 2023-м (+50%), в 2027-м он вырастет до $11,5 млрд. 40% рекламодателей увеличат инвестиции в этот медиасегмент в 2024 году, 79% считают процесс закупки рекламы в играх относительно простым, а 66% заявляют о ее положительных свойствах для увеличения продаж.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы