11.08.2022, 14:17

Российские стартапы хотят работать на родине, но жить на западные инвестиции

Более половины российских стартапов стремятся попасть на рынки Европы и США. При этом почти 40% компаний уже переехали в другие страны или планируют. Для большинства предпринимателей Россия остается основным или, по крайней мере, одним из целевых рынков, но необходимый для развития капитал предприниматели предпочитают искать у западных инвесторов. В текущих условиях выстраивать модель, когда команда релоцировалась, а ключевой целевой рынок остается в России, объективно тяжело, предупреждают эксперты. Альтернативным решением могло бы стать развитие бизнеса в странах Ближнего Востока и Азии. Но выходить на эти рынки сложнее из-за языкового и ментального барьеров.

На двух стульях

Почти 9 из 10 стартапов считают Россию основным рынком, пишет РБК с ссылкой на результаты опроса платформы для венчурных инвестиций Dsight. Опрос проводился в июне путем онлайн-анкетирования через личные приглашения, в нем приняли участие 64 стартапа и 21 инвестор, связанные с российским венчурным рынком.

При этом больше половины стартапов не отказываются от планов по выходу на зарубежные рынки. Самыми популярными направлениями для расширения бизнеса являются страны СНГ и Европа. Около 40% респондентов сообщили, что уже релоцировались или планируют переехать в другие страны. Только половина из тех, кто перевез сотрудников за рубеж, продолжают рассматривать Россию в качестве одного из целевых рынков.

Выход на западные рынки упрощает для стартапов получение капитала для развития. В прошлом году Европа обогнала Китай по количеству технологических «единорогов» — стартапов с оценкой выше $1 млрд. Согласно исследованию венчурной компании Atomico, в Китае в 2021-м появилось 26 такой компаний, в результате их число достигло 300. В Европе за тот же период появилось 98 IT-стартапов с оценкой от $1 млрд, а общее число таких проектов составило 321. Однако для российских стартапов многие двери сейчас закрыты: так, в марте один из крупных европейских фондов Index Ventures, в портфеле которого также был российский Ozon, объявил о прекращении инвестиций в российские стартапы.

Какие рынки российские стартапы рассматривают в качестве целевых

73%

Россия

58%

Страны СНГ

53%

Европа

44%

Ближний Восток

43%

Азия

42%

США

Непокорная Азия

Помимо Европы и США, стартап может получить высокую оценку стоимости в Китае, считает основатель Dsight Арсений Даббах. Но выходить на этот рынок сложнее, поскольку предпринимателям приходится сталкиваться с языковым и ментальным барьером, поясняет эксперт.

Сместили свой географический фокус на другие регионы и российские инвесторы. Если раньше они преимущественно вкладывались в локальные стартапы и в компании с российскими корнями в Европе и США, то сейчас топ направлений возглавляют СНГ (78%), Ближний Восток (66%) и Азия (44%). При этом эксперты сомневаются, что в условиях угрозы санкций азиатские инвесторы проявят встречный интерес к российским проектам.

По данным глобального исследовательского центра стартапов и инноваций StartupBlink, в 2021 году рейтинг стран с наиболее благоприятными для стартапов экосистемами возглавили США. Из европейских стран в рейтинг вошли Великобритания (2-е место), Германия (5-е), Швеция (6-е) и Швейцария (8-е). На 7-м месте находится Китай, на 10-м — Сингапур. Ни Россия, ни страны СНГ в топ не попали.

Управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко отмечает, что сейчас «движения» с релокацией выглядят хаотично и несистемно. В текущей ситуации предпринимателям тяжело выстраивать модель, при которой команда работает за рубежом, в то время как целевой рынок компании находится в России. Многие стартапы продали российскую часть бизнеса, выбрав вариант развития за пределами России, указывает Даббах.

По прогнозам аналитиков Dsight, в результате воздействия геополитических факторов по итогам года объем российского рынка венчурного финансирования и число сделок сократится в 2-3 раза относительно показателей прошлого года.

Авторы:
Анастасия Кузнецова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Rambler&Co
05.04.2024
Редакция ADPASS
28.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?