09.06.2023, 07:27

Ричард Брэнсон теряет «Девственницу»: от Virgin остаются одни франшизы

Империя эпатажного миллиардера Ричарда Брэнсона трещит по швам вместе с его философией зонтичного бренда. Virgin больше не собирает под свой зонтик компании по всему миру и приносит хозяину все меньше лицензионных миллионов. Судебное разбирательство Virgin с флоридским высокоскоростным железнодорожным оператором на $251 млн тому яркий пример. После крушения компании по запуску спутников Virgin Orbit, остатки которой были проданы легендой бизнеса за копейки, потери всех железных дорог и неудач с космическими полетами от Virgin Group может не остаться даже лицензий. ADPASS вспоминает проделки экстравагантного англичанина, который уже не суперстар, чтобы устраивать на людях свой фирменный кульбит Памелой Андерсон, Кейт Мосс или любой другой женщиной, но еще не слишком стар, чтобы не дать последний бой другим акулам капитализма.

Ричард Брэнсон и гендиректор Air Asia Group Тони Фернандес в 2010 году поспорили, чья гоночная команда финиширует впереди на Гран-при «Формулы 1» в Абу-Даби. Проигравший должен был отработать стюардессой на авиалиниях победителя. Брэнсон проиграл

Железнодорожная катастрофа Virgin во Флориде

В августе 2020 года в разгар пандемии единственная в США высокоскоростная частная железная дорога Brightline между Майами и международным аэропортом Орландо (пока функционирует отрезок до Уэст-Палм-Бич) с собственным кейтерингом, бортовым интертейнментом и сервисом бронирования билетов перестала называться Virgin Trains USA. Brightline в одностороннем порядке расторгла заключенный годом ранее 20-летний контракт со своим миноритарным акционером Virgin по использованию его названия и логотипа. Менеджеры железной дороги объявили, что Virgin не предоставила оговоренных инвестиций, а сам бренд Virgin не стоит вложенных средств, так что они прекращают сделку по брендингу, возвращаясь к прежнему названию Brightline.

Virgin в ответ обвинила в «авантюристической попытке» выпутаться из контракта железнодорожного оператора, приостановившего работу на год во время пандемии и накопившего большой долг. «Абсолютно неверно» утверждать, что Virgin перестала быть брендом с высокой международной репутацией, заявила группа, подавая иск в марте 2021 года.

Brightline в Палм-Бич

Спор хозяйствующих субъектов Virgin Enterprises и Brightline Holdings LLC должен решиться в июле. На карту поставлено не только $250 млн: любое предположение о том, что бренд Virgin больше не работает, угрожает возможностям лицензирования, важнейшему источнику дохода Virgin Group.

Virgin стремится отстоять наши договорные права и защитить наш бренд, который является символом инноваций и предпринимательства более 50 лет», — заявил на этой неделе представитель компании.

Империя Ричарда Брэнсона могла не пережить пандемию

Крушение поездов Брэнсона началось до пандемии, когда Virgin потеряла две британские железнодорожные компании: одну правительство просто национализировало из-за финансовых трудностей, а к повторным торгам по другой Virgin не допустили из-за тяжб с властями по пенсионным выплатам.

Еще хуже стало в 2020 году, когда из-за Covid остановили полеты авиакомпании группы, встали на прикол круизные лайнеры, закрылись отели и спортивные залы. В авиакомпании Virgin Australia была введена временная администрация. Virgin Atlantic повезло больше: эта авиакомпания не упала только потому, что не сразу вернула деньги своим пассажирам (глава Virgin Atlantic признал тогда, что перевозчик «не соответствует высоким стандартам, которые мы установили сами».)

За два последних года богатства Брэнсона усохли на треть: согласно индексу миллиардеров Bloomberg, сейчас его состояние оценивается в $4,8 млрд, а по рейтингу Forbes и того меньше — $3 млрд, 1017 место среди самых богатых людей мира.

«Было время, когда действительно казалось, что мы потеряем все», — сказал месяц назад «Би-би-си» Брэнсон, оправдываясь за просьбу к правительству во время пандемии о выделении госкредита на полмиллиарда фунтов стерлингов для спасения Virgin Atlantic. В залог он даже предложил свой знаменитый карибский остров Неккер.

Историю о том, как Ричард Брэнсон в 28 лет узнал о существовании Британских Виргинских островов и немедленно купил один из них за $180 тыс. вместо $6 млн, можно прочесть от первого лица на сайте Virgin

Но ему отказали. Пришлось избавляться от акций компании по космическому туризму Virgin Galactic на сумму более миллиарда долларов, оставив за собой лишь 11% ее акций.

Цена акций Virgin Galactic с тех пор рухнула из-за больших финансовых потерь, постоянно откладывающихся вылетов и аварий, о причинах которых компания что-то недоговаривает. У нее серьезные проблемы с летными властями и акционерами, которые тоже решаются в суде.

В апреле компания Брэнсона по запуску спутников Virgin Orbit подала заявление о банкротстве из-за неудачного запуска в Великобритании и неспособности привлечь дополнительное финансирование. Ее имущество в США продано Брэнсоном по дешевке. Пара инвестиций его Branson SPAC оказались провальными: онлайн-ритейлер Grove Collaborative обвалился на 95%, а компания 23andMe, занимающаяся генетическими тестами, потеряла 80% капитализации.

Какие активы Virgin Group еще на плаву

У Брэнсона остались еще поводы для оптимизма. Так, в феврале 2023 года Virgin выиграла лицензионный спор с Alaska Airlines, которая купила авиакомпанию Virgin America в 2016 году. Британский суд постановил, что компания Брэнсона имеет право на роялти в размере $160 млн, несмотря на то, что «Аляска» отказалась от названия Virgin.

Бизнесы Virgin в сфере досуга начали оправляться после пандемии. Британская и австралийская авиакомпании были рекапитализированы, Virgin Atlantic обещает даже вернуться к прибыльности в следующем году.

Новые отели Virgin недавно открылись в Нью-Йорке и Эдинбурге, а компания Virgin Voyages «Только для взрослых» («Дети — одна из величайших радостей жизни, но мы считаем, что их отсутствие делает сердце более любящим») — в прошлом месяце спустила на воду третий круизный лайнер под символичным названием «Устойчивый».

Смешная реклама Virgin Voyages c оставленными за бортом круизного лайнера детьми

Круизный бизнес Брэнсона в прошлом году получил финансирование на $550 млн, в том числе от нового инвестора BlackRock и существующего совладельца Bain Capital. Из этого следует, что кто-то все еще видит ценность бренда Virgin. Вероятно, это те же люди, которые слушают музыку Питера Гэбриела, Полы Абдул, UB-40 — звезд коллекции Virgin Records, и уже предпочитают круизный отдых.

Франшиза Virgin в России и мире

У экс-миллиардеров Сергея Полонского, Олега Тинькова и еще десятка российский бизнесменов до сих пор пылятся сертификаты билетов за $10 млн на полет в космолете Virgin Galactic SpaceShip, коммерческие суборбитальные запуски которого так и не начались. Впрочем, билет Илона Маска тоже.

А помните еще такого российского виртуального телекомоператора и провайдера Virgin Connect? А он есть. Правда, недавно сменил название, но надписи Virgin Connect и контакты на сайте у него прежние. Как радостно сообщает сверстанный на коленке новый сайт, с 1 июня провайдер «Смайл» возобновил обслуживание абонентов в городах и поселках Подмосковья. Про многочисленные иски от партнеров и госорганов в разделе «Новости компании» ничего не сообщается.

Пересчитать такие фирмы и фирмочки, которым Брэнсон дал свой бренд и/или небольшие инвестиции, практически невозможно. Их сотни.

Тех, которым он не только давал имя Virgin, но и серьезно вкладывался, десятки. Большинство группой Virgin напрямую не управляется. А некоторые из них — это только лицензии (или небольшая миноритарная доля+франшиза), так, Virgin Music — давно подразделение Universal, а Virgin Records была куплена EMI.

47 удержавшихся на сайте группы «верджинов» из 13 стран можно разбить на 10 индустрий, самые значительные относятся к авиации, туризму и финансам:

  • Отдых — это Virgin Atlantic Holidays, Virgin Balloon Flights, Virgin Experience Days, Virgin Hotels и Hotels Collection, Virgin Limited Edition, Virgin Voyages, Virgin Wine;
  • Финансы — Virgin Money (основан на костях рухнувшего банка Northern Rock);
  • Здоровье — Virgin Active (фитнес-клубы), wellness-приложение Virgin Pulse, Virgin Pure (бытовые устройства для тройной очистки воды);
  • Транспорт — авиакомпании Virgin Atlantic, Virgin Australia и билетный сервис Virgin Trains Ticketing, железнодорожных активов у Брэнсона не осталось;
  • Азартные игры и букмекерство — Virgin Bet, Virgin Casino;
  • Телекоммуникации и медиа -Virgin Mobile, Virgin Telco, Virgin Fibra, Virgin Media и Media O2, Virgin Music и Records, Virgin Radio, Virgin Plus (платное ТВ), Virgin Books;
  • Космос — Virgin Galactic и до апреля 2023 года Virgin Orbit;
  • Ритейл — Virgin Megastore;
  • Венчурный бизнес — Virgin Startup;
  • Социальные фонды — Virgin Unite.

Где Ричард Брэнсон не выдержал конкуренции

Не считая потери спутникового, ж/д бизнесов и, вероятно, скорого краха космической программы, миллиардер не добился успехов в легкой (платья невест от Virgin Brides, хотя и подходили компании по названию, не пользовались популярностью, как и одежда Virgin Clothing) и пищевой промышленности (хотел стать третьим на рынке Coca-Cola и Pepsi). Но больше всего провалов было в авиации, где Брэнсон пробовал запускать лоукостера Virgin Express (EasyJet и Ryanair оказались гораздо успешнее), грузовую Virgin Cargo и чартерную компанию Virgin Charter.

Памела Андерсон пала жертвой фирменного переворота вверх ногами Бренсона на презентации Vigrin Atlantic в аэропорту JFK, 2005 год

Колу в бутылках с формами, как у Памелы Андерсон, он начал продавать в 1994 году. Агрессивная эпатажная реклама, в которой участвовал сам Брэнсон, проехавшийся на танке по Таймс-сквер и «обстрелявший» щит с «кока-колой», произвела впечатление в Британии, где напиток быстро занял несколько процентов сверхконкурентного рынка. Но с рынка США «кока» и «пепси», неожиданно объединившие свои лоббистские возможности и забыв про вековую вражду, ее быстро выдавили.

Брэнсон пытался торговать машинами и мотоциклами — в 2000 году он совместно с Йеном Ланкастером учредил компанию Virgin Cars с интернет-магазином, а через год — Virgin Bikes. За первый год Брэнсон планировал продать 24 тыс. авто, но продал только половину (12 тыс.) к началу 2003 году. В 2005 году магазины так и не вышли на удовлетворительные показатели и были закрыты.

К 2000 году относится и создание социальной сети Virgin Students. Она пользовалась ограниченной популярностью среди нескольких сотен тысяч студентов и в 2005 году после появления MySpace и Facebook* ее прикрыли.

«Девственница» не нашла себя и среди женской аудитории, хотя и примеряла белье Virgin Ware, душилась ароматами Virgin Vie и выходила замуж в подвенечных платьях Virgin Brides.

Брэнсон презентует Virgin Brides, 1996 год


* продукт компании Meta (признана экстремитской организацией и запрещена в РФ)

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram