11.07.2024, 15:49

Продажи продавцов маркетплейсов не растут как раньше

Темп роста оборотов селлеров, работающих на маркетплейсах, снизился более чем в полтора раза. За первые пять месяцев прошлого года продажи предпринимателей выросли на 72%, в этом – всего на 43,4%. Эксперты объясняют происходящее эффектом отложенного спроса в прошлом году и насыщением рынка в этом. Свою роль, по их мнению, таже сыграли потеря интереса банков к кредитованию малого бизнеса и усложнившиеся условия работы на маркетплейсах.

Photo by Christian Erfurt on Unsplash

Медианный оборот продавцов на маркетплейсах с января по май 2024 года вырос на 43,4% год к году, до 282,6 тыс. рублей. Год назад этот показатель составлял 72,3% год к году, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные сервиса управления продажами «Точка маркетплейсы». Тенденцию подтверждает аналитика платформы «Т-дата» (бывш. «Tinkoff Data), где подсчитали что за первый квартал этого года средний оборото селлеров увеличился на 39% год к году, а годом ранее – на 31%. Нисходящий тренд подтвердили в онлайн-сервисе складской аналитики «Мой Склад», где обороты клиентов, работающих на маркетплейсах, в первом полугодии этого года выросли на 23% год к году, против 31% в 2023 году.

По данным «Точка маркетплейсы», в январе-мае 2024 года больше всего выросли продажи предпринимателей на «Мегамаркете» (прирост 136% год к году, оборот 235 тыс. рублей в месяц). Второе место заняли селлеры Ozon (+53.8%, 108,4 тыс. рублей), третье у продавцов Wildberries (+27,6%, 364 тыс. рублей).

Однако сами маркетплейсы приводят более значительные цифры роста. Так, по словам представителя Ozon, в первом квартале 2024 года медианная выручка селлеров выросла на 91%, годом ранее на 87%. В Wildberries декларировали рост 67% и 79% соответственно.

При этом, по данным платформы «Мой склад», за январь-июнь этого года средний чек покупателей на всех маркетплейсах вырос на 10% год к году, до 3,3 тыс. рублей. Например, на Ozon он составил 6,2 тыс. рублей, на Wildberries – 1,2 тыс. рублей.

Обороты продавцов в 2023 году росли за счет отложенного спроса, а сейчас ситуация стабилизировалась, объясняет директор CORE.XP Марина Малахатько. По мнению эксперта, свою роль также сыграла высокая ключевая ставка, из-за которой банки практически свернули программы кредитования малого бизнеса, работающего с маркетплейсами. Со своей стороны, селлеры также реже выходят на площадки из-за выросших комиссий.

По словам директора T-Bank eCommerce Ильи Кретова, в этом году на маркетплейсах ежемесячно регистрируется порядка 20 тыс. новых селлеров. При этом 90% продаж проводят 10% крупных игроков. Не выдержав конкуренции, многие начинающие продавцы сворачивают свою работу на маркетплейсах, констатирует Илья Кретов. Высокую ротацию селлеров подтверждает сооснователь сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. По его данным, среди предпринимателей, начавших торговать на маркетплейсах в 2022 году, сейчас продолжают работать лишь 60%.

Многие селлеры не справляются с высокой конкуренцией, меняющимися условиями работы на площадках, штрафами и растущими тарифами на складское хранение, констатирует гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» ФАС Алексей Кожевников. Эксперт предсказывает, что из-за этого в 2024-2025 годах может произойти отток продавцов с маркетплейсов. Работать на крупных платформах останутся производители, способные лучше контролировать себестоимость товаров.

Аскар Рахимбердиев предполагает, что сокращение притока новых селлеров может стать сдерживающим фактором, мешающим росту маркетплейсов. При этом Константин Канивец уверен, что потенциал рынка не исчерпан и те из селлеров, кто готов и способен адаптироваться к новым трендам и условиям, смогут хорошо заработать на интернет-площадках.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
29.08.2024
Редакция ADPASS
27.08.2024
Редакция ADPASS
26.08.2024
Редакция ADPASS
15.08.2024