Трехпроцентное сентября: опубликовано постановление правительства об особенностях уплаты сбора с интернет-рекламы
Правительство наконец утвердило постановление об особенностях исчисления и уплаты трехпроцентного сбора с интернет-рекламы, работа над которым велась с марта. К началу сентября участники рынка будут обязаны первый раз оплатить сбор. ADPASS напоминает об основных положениях документа, сроках и способах оплаты.
В конце прошлого года Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», которые ввели обязательный сбор с доходов от распространения интернет-рекламы. В закон внесли статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети ‘Интернет’». В ней сказано, что агентства, рекламораспространители, операторы рекламных систем и любые другие посредники обязаны ежеквартально платить обязательный сбор за интернет-рекламу в размере 3% от дохода с нее. Сбор нужно платить со второго квартала 2025 года — новые требования вступают в силу с 1 апреля.
Постановление правительства об особенностях исчисления и уплаты трехпроцентного сбора с интернет-рекламы, датированное 15 августа, опубликовано на официальном портале правовых актов.
Главное, что нужно знать о трехпроцентном сборе
Размер сбора не может превышать 3% от дохода, полученного от услуг по распространению интернет-рекламы, с учетом стоимости агентских услуг.
Сбор платится единожды с рекламного бюджета — с дохода рекламораспространителей, операторов рекламных систем или иных лиц, с которыми заключен договор оказания услуг по распространению интернет-рекламы. Агентства, участвующие в цепочке по агентским договорам, платят 3% только со своего агентского вознаграждения. Агентство вправе заплатить сбор за всех участников цепочки.
Сбор уплачивается ежеквартально, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Не позднее 15 числа второго месяца, следующего за платежным периодом, Роскомнадзор должен выставить расчет размера обязательного платежа в личный кабинет плательщика в ЕРИР. Оплатить сбор нужно до 5 числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом (то есть для сбора за второй квартал это будет 5 сентября).
История вопроса о трехпроцентном сборе
Поправки к закону «О рекламе», вводящие обязательный сбор с доходов распространителей интернет-рекламы, Госдума приняла в декабре прошлого года. Законопроект внес сенатор от Амурской области Артем Шейкин.
В документе говорилось, что трехпроцентный сбор будет взиматься с дохода, полученного в течение календарного квартала рекламораспространителями, операторам рекламных систем (ОРС) и рекламными агентствами от реализации услуг, которые связаны с распространением в интернете рекламы, ориентированной на российских потребителей. Средства от сборов предполагается отправить на господдержку для правообладателей программ, включенных в соответствующий госреестр.
Законодатели перечислили, кто не должен платить сбор. От него освобождается интернет-реклама, распространенная на сайтах радио- и телевещателей; на сайтах информационных агентств; в цифровом эфирном вещании общероссийских обязательных телеканалов, вошедших в первый и второй мультиплексы; на сайтах сетевых изданий, если они соответствуют одному из следующих критериев:
учреждены государственными или муниципальными органами или в их уставном капитале имеется доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
в течение года получали бюджетное финансирование на функционирование СМИ;
осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя периодического печатного издания с тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности.
В отдельную категорию авторы поправок выделили российских рекламодателей, которые размещают у зарубежных рекламораспространителей рекламу для россиян. В документе сказано, что если рекламодатель сотрудничает с иностранными рекламораспространителями, он обязан самостоятельно рассчитать и удержать сбор из вознаграждения такого иностранного лица, чтобы затем оплатить эти средства в бюджет.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2025 год, до 6 млрд рублей, полученных с интернет-рекламистов, могут быть направлены из бюджета на нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и госпрограмму «Информационное общество».
При этом Роскомнадзор сообщил, что под «частичные исключения» подпадают 32 тыс. компаний. Слайд, посвященный уплате трехпроцентного сбора, продемонстрировал в июне на Петербургском международном экономическом форуме слайд замруководителя ведомства Владимир Логунов. По оценке службы, потенциальными плательщиками являются 52 тыс. игроков рекламного рынка. В Роскомнадзоре посчитали, что 95% поступлений обеспечат 1900 компаний.