18.08.2025, 14:39

Трехпроцентное сентября: опубликовано постановление правительства об особенностях уплаты сбора с интернет-рекламы

Правительство наконец утвердило постановление об особенностях исчисления и уплаты трехпроцентного сбора с интернет-рекламы, работа над которым велась с марта. К началу сентября участники рынка будут обязаны первый раз оплатить сбор. ADPASS напоминает об основных положениях документа, сроках и способах оплаты.

В конце прошлого года Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», которые ввели обязательный сбор с доходов от распространения интернет-рекламы. В закон внесли статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети ‘Интернет’». В ней сказано, что агентства, рекламораспространители, операторы рекламных систем и любые другие посредники обязаны ежеквартально платить обязательный сбор за интернет-рекламу в размере 3% от дохода с нее. Сбор нужно платить со второго квартала 2025 года — новые требования вступают в силу с 1 апреля.

Постановление правительства об особенностях исчисления и уплаты трехпроцентного сбора с интернет-рекламы, датированное 15 августа, опубликовано на официальном портале правовых актов. 

Главное, что нужно знать о трехпроцентном сборе

  1. Размер сбора не может превышать 3% от дохода, полученного от услуг по распространению интернет-рекламы, с учетом стоимости агентских услуг. 

  2. Сбор платится единожды с рекламного бюджета — с дохода рекламораспространителей, операторов рекламных систем или иных лиц, с которыми заключен договор оказания услуг по распространению интернет-рекламы. Агентства, участвующие в цепочке по агентским договорам, платят 3% только со своего агентского вознаграждения. Агентство вправе заплатить сбор за всех участников цепочки.

  3. Сбор уплачивается ежеквартально, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Не позднее 15 числа второго месяца, следующего за платежным периодом, Роскомнадзор должен выставить расчет размера обязательного платежа в личный кабинет плательщика в ЕРИР.  Оплатить сбор нужно до 5 числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом (то есть для сбора за второй квартал это будет 5 сентября).

История вопроса о трехпроцентном сборе

Поправки к закону «О рекламе», вводящие обязательный сбор с доходов распространителей интернет-рекламы, Госдума приняла в декабре прошлого года. Законопроект внес сенатор от Амурской области Артем Шейкин.

В документе говорилось, что трехпроцентный сбор будет взиматься с дохода, полученного в течение календарного квартала рекламораспространителями, операторам рекламных систем (ОРС) и рекламными агентствами от реализации услуг, которые связаны с распространением в интернете рекламы, ориентированной на российских потребителей. Средства от сборов предполагается отправить на господдержку для правообладателей программ, включенных в соответствующий госреестр.

Законодатели перечислили, кто не должен платить сбор. От него освобождается интернет-реклама, распространенная на сайтах радио- и телевещателей; на сайтах информационных агентств; в цифровом эфирном вещании общероссийских обязательных телеканалов, вошедших в первый и второй мультиплексы; на сайтах сетевых изданий, если они соответствуют одному из следующих критериев:

  • учреждены государственными или муниципальными органами или в их уставном капитале имеется доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;

  • в течение года получали бюджетное финансирование на функционирование СМИ;

  • осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя периодического печатного издания с тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности.

В отдельную категорию авторы поправок выделили российских рекламодателей, которые размещают у зарубежных рекламораспространителей рекламу для россиян. В документе сказано, что если рекламодатель сотрудничает с иностранными рекламораспространителями, он обязан самостоятельно рассчитать и удержать сбор из вознаграждения такого иностранного лица, чтобы затем оплатить эти средства в бюджет.

Согласно закону о федеральном бюджете на 2025 год, до 6 млрд рублей, полученных с интернет-рекламистов, могут быть направлены из бюджета на нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и госпрограмму «Информационное общество».

При этом Роскомнадзор сообщил, что под «частичные исключения» подпадают 32 тыс. компаний. Слайд, посвященный уплате трехпроцентного сбора, продемонстрировал в июне на Петербургском международном экономическом форуме слайд замруководителя ведомства Владимир Логунов. По оценке службы, потенциальными плательщиками являются 52 тыс. игроков рекламного рынка. В Роскомнадзоре посчитали, что 95% поступлений обеспечат 1900 компаний. 

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
24.11.2025
Редакция ADPASS
11.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025