Первое дело за рекламу в Instagram*: ФАС оштрафует за распаковку
В России возбудили первое дело о незаконной рекламе на запрещенных интернет-ресурсах после 1 сентября. 22 октября омское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) завело дело в отношении блогера за рекламную публикацию в Instagram. Бренды, упомянутые в рилсе, не понесут ответственности, зато блогера оштрафуют дважды — и как рекламораспространителя, и как рекламодателя.
3 сентября инфлюенс-продюсер Ася Сивоконева из Омска (21 тыс. подписчиков в запретграме) выложила рилс с распаковкой косметики из «Золотого яблока» с популярной шуткой «Все блогеры после 1 сентября». В нем блогер показывает кисточку и пудру известных брендов Natalya Shik и Anastasia Beverly Hills, не называя их напрямую, но обыгрывая названия в шуточной форме:
Вот такая кисть. Не знаю, что за бренд, но Наталья Шик сказала, что очень классно, посоветовала. Я понятия не имею, что это за бренд, но я знаю, что данную косметику производят в Калифорнии, в городе, как его там, Беверли-Хиллз. И Анастасия сказала, что это просто шикарная косметика. Тоже из Беверли-Хиллз. Настя рекомендовала. Сейчас мы этой шикарной кисточкой. Ну, кисти, правда, шикарные. Девочки, надо брать, считаю. Хороша».
На видео в антимонопольную службу пожаловалась подписчица. Омское УФАС решило, что информация в этом рилсе подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками — распространена в интернете в адрес неопределенного круга лиц, «направлена на привлечение внимания к брендам косметики Anastasia Beverly Hills и SHIKstudio».
УФАС признала блогера и рекламораспространителем, и рекламодателем — в соответствии с п. 5 ст. 3 закона «О рекламе» — как лицо, «определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы». Это значит, что бренды, включая косметическую сеть «Золотое яблоко», которое вообще не упоминается в определении, не понесут ответственности. А блогера оштрафуют дважды.
Каждый из штрафов для Аси Сивоконевой как индивидуального предпринимателя по по ч.1 14.3 КоАП может составить от 4 до 20 тыс. рублей (ИП штрафуют как должностное лицо).
Дело будет рассмотрено в омском УФАС 19 ноября. Ася Сивоконева сообщила ADPASS, что не согласна с выводами УФАС и будет обжаловать определение. Она утверждает, что покупала все товары сама и не собиралась их рекламировать.
Из определения также следует, что служба, как и обещали ранее, не будет штрафовать за рекламу задним числом — за контент, размещенный до 1 сентября. Подписчица пожаловалась еще на одно видео от 26 августа — в подписи блогер перечислила бренды, составляющие образ на видео. УФАС отметила, что «по общему правилу закон обратной силы не имеет», поэтому не будет наказывать за факт рекламы, но штрафует за отсутствие маркировки.
Анпакинг — реклама или нет?
Органический контент никто не запрещает, говорит президент Национальной ассоциации блогеров (НАБ) Ольга Берек: «Вы можете делать обзоры, распаковки, показывать покупки, делиться мнением».
ФАС признала распаковку от омского блогера рекламой, потому что она давала брендовые характеристики из рекламных кампаний и делала рекомендации по покупке, считает Ольга Берек.
Золотое правило: если говоришь о товаре (его происхождение, брендовые характеристики, призывы купить) — это реклама. Если говоришь о себе (как я использую, что мне понравилось, как это на мне смотрится) — это обзор».
Ольга Берек
Президент НАБ
По словам эксперта, ролик Аси Сивоконевой мог бы быть обзором, если бы блогер сфокусировалась на личном опыте использования товара, оценила, как эта продукция ей подошла, и сказала бы: «Смотрите, как эта тушь ложится на мои ресницы», «Эта помада хорошо подходит моему лицу», «Я сделала макияж, вот результат».
* продукт Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)