Рынок рекламных технологий в России в 2023 году значительно изменился: крупные игроки стали запускать свои рекламные сети и инвестировать в собственные технологии, активно начали развиваться ритейл-медиа, а искусственный интеллект сделал возможной детальную персонализацию. Учитывая эти трансформации, профильный комитет АКАР обновил карту сегмента. Предыдущая версия была выпущена в 2021 году.
Метавселенная для бизнеса: что это, зачем нужно и можно ли развивать её в России?
Что такое Метавселенная
Часто Метамир воспринимают как виртуальную реальность с бегающими человечками. В команде ИКРЫ пользуются определением Андрея Себранта, директора по стратегическому маркетингу Яндекса: «Метавселенная — суперпозиция физического и цифрового миров».
Суперпозиция — это когда один и тот же объект одновременно существует в двух состояниях. Например, печатная «Анна Каренина» и электронная в приложении «Книги» — это один и тот же роман. От формы не меняется содержание. Так, метамир объединяет привычные процессы и предметы в физическом и цифровом состояниях.
4 признака Метавёрса
Как отличить, что цифровое пространство — это Метавселенная.
Непрерывность. Как в реальном мире, у Метавселенной нет определённого начала и конца. Мы знаем, когда начинается компьютерная игра и когда заканчивается. Продолжительность её «жизни» зависит от победивших и проигравших. Метавселенная же таких чётких границ не имеет.
Идентификация. В Метавселенной, в отличие от игр, цифровые аватары — не герои прописанного сценария, а виртуальное выражение вашей личности. В рамках одного Метавёрса даже для разных цифровых пространств (плейстов) будет один личный кабинет — один аватар.
Главное отличие от игр: хоть в каждой игре можно быть разным персонажем, глобально выбрать социальную роль нельзя. Её задают правила. В Метавёрсе же человек выбирает роль сам. Например, если в игре «Симулятор кофейни» можно быть либо бариста, либо гостем, в Метавселенной в этом же месте можно стать и агентом разведки, который следит за опасным преступником, и доставщиком пончиков, и кошкой, которая просит молока. Но в «идеальной», единой Метавселенной вы будете занимать эту роль во всех цифровых мирах: то есть в квесте по «Гарри Поттеру» вы тоже будете кошкой.
Социализация. В Метавселенной не ограничено количество социальных взаимодействий: можно подружиться со всеми аватарами мира, открыть с ними бизнес — закрыть, запустить подкаст. Важно только, чтобы техническое оснащение это выдерживало.
Ремарка: говорим об идеальном варианте Метавселенной, к разработке которой только стремятся. Всё, что мы перечисляем, сейчас возможно только в массовых цифровых мирах (Roblox, The Sandbox Game, Minecraft) и то не в полной мере.
Окружающая среда. Эту особенность в ИКРЕ вывели благодаря модификации креативной методологии CRAFT для Метавселенной — MetaCRAFT.
Одно «но»: в Метавселенной описывается опыт, который происходит продолжительное время. Это шире, чем мимолётный контекст. Мы можем описать, что было прошлым вселенной, а что будет её будущим. Так рождается окружающая среда. Она и задаёт контекст взаимодействия пользователей.
Окружающая среда:
-
Физика;
-
Артефакты;
-
Урбанистика.
Физика отвечает за законы использования цифрового мира аватаром: можно ли летать, телепортироваться или все только прыгают, к примеру. Говоря техническим языком — это скриптинг.
Артефакты — отличительные признаки конкретного цифрового мира: вещи, предметы, процессы, которые помогают понять, что мы внутри вселенной. Для симулятора кофейни это будут кружки и стаканы: без них никак.
Урбанистика — ландшафт диджитал мира: дома, космос, морское дно, жерло вулкана или человеческий организм. В зависимости от задумки создателей.
На фреймы и форму отношений в Метавёрсе влияет создатель. Можно задать форму отношений, в которой все пользователи общаются на повышенных тонах или здороваясь, не жмут рук, а стукаются лбами. Законы авторов определяют существование в Метавселенной, но жители сами решают, придерживаться их или нет. Создатель задаёт социальный конструкт, но не может директивно управлять пользователем: заставить что-то делать или ограничить действие. Сохраняется свобода выбора.
Предполагается, что миры оживают, когда в Метавселенной житель свободен.
Проблема Метавселенной
Идеального Метавёрса нет. И вот почему:
Компании, которые создают Метавселенные, воспроизводят опыт из физического мира. В ситуации, когда можно создавать удивительные несуществующие пространства, строят такие же города и рисуют человекоподобных аватаров. В дубликате реальности нет смысла. В Метавселенной открыт опыт, невозможный в оффлайне — в свободе от рамок и ограничений главная ценность. Если хотите слетать на космические каникулы всем офисом, но такой возможности нет, используйте симулятор в Метавёрсе.
В чём загвоздка: сами люди боятся нового. Массово мы не готовы к причудливым формам взаимодействия, а рынок отвечает на это приземлёнными цифровыми мирами. Поэтому задача визионеров, тех, кто видит картину будущего (нас с вами), объяснять, для чего людям отрываться от привычных миров и стремиться к «идеальной» Метавселенной.
Зачем Метавёрс бизнесу
Здесь потенциал для менеджмента и маркетинга. Так воспользуемся:
Удовлетворение потребностей пользователей, невозможное в физическом мире
Например, школьники хотят попасть на экскурсию к большому адронному коллайдеру, но денег на путешествие в Швейцарию нет, а в лаборатории CERN к акселераторам не подпускают даже большинство сотрудников. В таком случае, лаборатория, которая в реальности проводит экскурсии, но не к коллайдеру, может разработать тур по зоне с акселераторами в Метавселенной. Так получится охватить аудиторию из далеких городов и удовлетворить потребность тех, кто мечтает увидеть именно коллайдер. И удовлетворённый запрос аудитории, и инфоповод разом.
Мероприятия
Устраивайте концерты, презентации продуктов, конференции или уютные встречи комьюнити бренда в цифровых пространствах. Попробуйте. Не придётся снимать помещение, нанимать команду обслуживания гостей. Из дома выходить тоже не обязательно. Ни вам, ни посетителям — значит, гостей будет больше. Уже пару лет в Метавселенной успешно проводится Неделя моды.
Реклама
Метавселенная — пространство для product placement и полноценный рекламный продукт. Например, Яндекс запустил игру «Плюс Сити», где за строительство города дают баллы на сервисы экосистемы. Это игра, которая очень приближена к Метавёрсу. А осенью новостной сайт NFT Plazas объявил о запуске инновационного способа размещения рекламы в метавселенной с автоматизированной системой бронирования и оплаты.
Проверка продуктовых гипотез
Метавёрс упрощает исследование спроса и потребительского поведения. Например, линейка цифровой одежды — «пробник» физической коллекции, на котором проверяют продажи, спрос и комментарии пользователей. Результаты исследования переносятся на реальные товары — выпускаются самые востребованные. Так поступил бренд Forever 21.
Безопасное обучение
На некоторых производствах даже изучение техники безопасности несёт угрозу. Чтобы сотрудник не поранился, не обжёгся и не отравился химикатами, лучше сделать виртуальную симуляцию. Так учат и офисных сотрудников: в Метамире образовательный курс выстраивают с дополнительным сюжетом и драмой. Чем больше эмоционального опыта, тем легче запомнить информацию. Например, компания Mursion — целая образовательная платформа, которая позволяет учить сотрудников в виртуальной реальности прямо на рабочем месте. С помощью искусственного интеллекта, VR-технологий и людей-специалистов выстраивается персональная модель реальности, в которой человек и тренируется. Удобно уже сейчас, а в Метавселенной будет ещё удобнее.
Как в России развивать проект в Метавселенной
-
Выстроить информационное поле: следить за проектами в Метавселенной, посещать мероприятия, отслеживать нововведения в крупных брендах и стартапах. Некоторые Telegram-каналы: «Метаверсище и ИИще», «W3 by LAPSHOV», канал ИКРЫ об инновациях и технологиях «Когда–нибудь».
-
Войти в комьюнити техноактивистов. Это люди, которые следят за развитием технологий и внедряют их в жизнь, работают в этой сфере или интересуются. Вы будете знать специалистов, которых можно пригласить в проект и тех, кто подскажет, с чего начать разработку. В сообществе выстраивается видение индустрии — как в России понимают Метавёрс, кто задаёт тренды, какие особенности у российского пользователя.
-
Познакомиться с основами Метавселенной, продуктовым подходом, CJM для IT-проектов, пользовательскими сценариями и базовыми навыками программирования.
Перспективы Метавселенной
Исследовательская и консалтинговая компания для IT-рынков Gartner выпустила обзор технологий. С учётом трендов и оценкой их значимости в ближайшие годы. Метавселенную выделяют как очень важную сферу, которая будет активно развиваться в ближайшие 6–8 лет.
«Метавселенная сблизит физический и цифровой миры в постоянное, контекстуализированное и независимое от девайсов пространство, которое предопределяет иммерсивные возможности для передачи данных, трансформаций и транзакций», — пишут в отчёте Gartner.
Крупные компании отказываются от Метавёрса — что делать
Несмотря на то, что Метавёрс считается перспективной разработкой, Марк Цукерберг отказался от его развития в Meta Platforms Inc* и перевел фокус на искусственный интеллект. Вскоре и Walt Disney уволила всю команду, которая работала над метапроектом, сообщает The Wall Street Journal.
Андрей Стифеев объясняет, почему это хорошо.
Проекты Метавселенных от корпораций закрываются, и это отлично. Любые визионерские технологии должны идти не от гигантов, а от стартапов. Вероятно, заявление Цукерберга о том, что Facebook становится Meta, и они идут в Метавселенную, было методом спасения корпорации и жестом отчаяния, а в реальности разработка Метавёрса толком и не велась. Развитие Метавселенной начинается сейчас: появляются небольшие команды техноактивистов, которые будут искать настоящие решения проблем Метавёрса.
Андрей СтифеевКуратор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА
Когда начинали Meta, не было такого широкого распространения технологий, которые бы упростили им задачу. При развитии искусственного интеллекта и технологий визуализации создавать цифровые миры гораздо проще. Например, британский стартап Move Ai разработал технологию захвата движений из видео. Нейросеть создаёт цифрового аватара, который повторяет движения человека. Чтобы двойник попал в виртуальную реальность, понадобится только приложение на iPhone. Модель легко встраивается в игру или любую цифровую среду.
Создатели нейросети Chat-GPT — OpenAI, тоже стартаперы. Свежестью идей для разработки нейросети и инновационной модели бизнеса OpenAI обязаны как раз этим заряженным идеей визионерам, которые настолько верили в перспективы искусственного интеллекта, что запустили стартап.
Новые стартапы, которые горят идеей Метавселенной, будут искать — и точно найдут эффективные технологические решения. Задача ИКРЫ — построить дискурс для тех, кто собирается развивать подобные проекты в России, обучить основам тех, кто не знает, с чего начать, создать комьюнити техноактивистов и контекст для рождения нужных Метавёрсу технологий.
Развитых Метавселенных в России пока нет. Созданных — тоже немного. Для компаний это свободная ниша и в индустрию легко войти на этапе зарождения. Можно начать с малого, например, внедрить элементы Метавселенной в онлайн-обучение.
Так недавно сделали и мы: на онлайн-конференции одного из наших b2b-клиентов добавили образовательные составляющие в квест на платформе Roblox. Так удалось повысить вовлечённость сотрудников.
Краткое содержание, чтобы возвращаться:
-
Метавселенная — суперпозиция физического и цифрового миров.
-
Суперпозиция — это когда один и тот же объект одновременно существует в двух состояниях.
-
4 признака Метавёрса: непрерывность, идентификация, социализация, окружающая среда.
-
Метамир состоит из фреймов. Фрейм — контекст, в котором человек понимает, что делать и ожидает определённого поведения от других.
-
Составляющие фрейма: контекст, социальные роли, форма отношений пользователей, окружающая среда.
-
Окружающая среда состоит из физики, артефактов и урбанистики.
-
В Метавселенной воспроизводится опыт, невозможный в оффлайне — в свободе от рамок и ограничений главная ценность.
-
Метавёрс нужен бизнесу, чтобы удовлетворять потребности пользователей, когда в физическом мире это невозможно, устраивать мероприятия, проводить рекламные кампании и использовать product placement, проверять продуктовые гипотезы, выстраивать эффективный образовательный процесс.
-
Чтобы развивать проект в Метавселенной, нужно выстроить информационное поле, войти в комьюнити техноактивистов, познакомиться с основами Метавселенной, продуктовым подходом, SJM для IT-проектов, пользовательскими сценариями и базовыми навыками программирования.
-
Метавселенную выделяют как очень важную сферу, которая будет активно развиваться в ближайшие 6–8 лет.
И напоследок:
Мир развивают люди, которые не боятся нового: мы называем их инноваторы. Это те, кто попадает в будущее раньше всех. В Метавселенную тоже.
*Компания Meta признана в России экстремистской организацией, деятельность ее сервисов Instagram, Facebook, WhatsApp и Messenger в нашей стране запрещена.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Спрос на ПВХ-окна сильно зависим от сезонности. Максимально активный период приходится на позднюю весну и продолжается до осени. А вот с ноября по апрель он минимальный. Производитель Melke как молодая компания обратился к агентству MGCom, чтобы повысить узнаваемость бренда и поддержать спрос в «низкий» период. В числе других инструментов команда агентства предложила протестировать ПромоСтраницы.