21.09.2022, 11:18

МТС собирается захватить книжный рынок

МТС сегодня запустит сервис цифровых книг «Строки». Партнером проекта выступит издательство «Эксмо-АСТ». «Строки» займутся и издательской деятельностью: одноименное издательство будет выпускать и цифровые, и бумажные книги. В планах компании вытеснить абсолютного лидера книжного онлайн-рынка «Литрес» за два-три года. Эксперты оценивают перспективы новичка не столь оптимистично и дают ему не больше 10%.

У МТС уже был проект «МТС библиотека», запущенный в 2015 году совместно с платформой «Литрес», которая предоставляла контент оператору. Это, в числе прочего, не давало МТС возможности управлять ценовой политикой и контентным предложением, пояснил «Ведомостям» представитель МТС.

Одновременно со «Строками» МТС планирует запустить одноименное книжное издательство, специализирующееся на популярной художественной литературе, исторической и сентиментальной прозе и изданиях для детей. Как сообщила руководитель сервиса Евгения Рыкалова, «Строки» будут выпускать и бумажные, и цифровые книги.

Среди потенциальных бестселлеров издательство планирует выпустить романы «Рай» и «Посмертно» нобелевского лауреата по литературе 2021 года Абдулразака Гурны, эксклюзивные права на издание которых уже приобретены. Также новый сервис оператора будет сотрудничать с издательской группой «Эксмо-АСТ». МТС предложит читателям практически полный каталог книг издательства, часть из которого будет представлено эксклюзивно. Среди них «Тьма после рассвета» Александры Марининой, «Двойник Запада» Лии Арден и «Снарк, Снарк» Эдуарда Веркина. Об общем количестве предлагаемых книг в библиотеке представители сервиса не сообщили.

Стоимость подписки

Пользователям «МТС библиотеки» будет предложено три варианта подписки: «Чуть-Чуть» — 10 часов доступа к чтению за 299 рублей, «Много» — 30 дней пользования сервисом за 549 рублей и «Больше всех» — абонемент на 30 дней и доступ к трем платным книгам из премиум-каталога.

У главного конкурента «МТС библиотеки» — сервиса цифровых книг «Литрес» — подписка стоит 399 рублей в месяц. Но за эту сумму пользователь получает доступ не ко всей библиотеке сервиса. Ему будет доступны всего 190 000 книг, из которых 140 000 аудиокниги и подкасты, остальное — электронные книги.

В последние годы цифровые книги — основной драйвер роста книжного рынка России. По данным «Эксмо-АСТ» их продажи ежегодно росли на 30–60%, в то время как продажи бумажных книг на 6–11%. В 2021 году продажа цифровых книг принесла издателям около 10,9 млрд рублей, что составило 11,5% от общего объема рынка в 95,5 млрд рублей.

По оценкам ГК «Литрес» (в которую входят одноименный сервис, подписной сервис MyBook, «Литрес: Самиздат», «Литрес: Чтец» и т. д.), в 2021 году она занимала 66% российского рынка электронных книг, у шведского оператора аудиокниг Storytel было 7%, а у ирландского сервиса для чтения книг по подписке Bookmate — 4%. После начала военных действий в Украине Storytel полностью свернула свою деятельность в России. Bookmate продал права на использование своей технологической платформы и бренда компании «Яндекс», которая теперь занимается развитием книжного сервиса.

В планах сервиса «Строки» занять в ближайшие два-три года 60% рынка. Эксперты, опрошенные изданием, считают, что говорить о перспективе существенного изменения конфигурации рано. Однако, по их мнению, у экосистемных игроков «МТС» и «Яндекса» действительно есть шансы потеснить «Литрес».

Аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин предполагает, что в ближайшие два-три года у «Литрес» останется, как и сейчас, доля в 60% рынка цифровых книг. Эксперт прогнозирует, что «Яндекс», возможно, займет 20%, МТС — 10%, а оставшиеся 10% распределятся между остальными цифровыми платформами.

По мнению эксперта по экосистемам Дмитрия Колесова, книжные сервис хорошо дополнит подписные экосистемы МТС и «Яндекса», чей выход на рынок дистрибуции цифровых книг логичен и по ожиданиям эксперта может снизить долю «Литрес».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram