Между телевизором и телефоном. ADPASS сравнил российские и американские привычки потребления новостей
56% американцев предпочитают узнавать новости, читая их на смартфоне, компьютере или планшете. Из цифровых источников новостей на первом месте в США стоят новостные сайты, их часто посещает каждый четвертый (27%) американец. Самая популярная соцсеть, выступающая в качестве источника новостей, — Facebook*. Эти данные приводятся в свежем исследовании Pew Research Centre. ADPASS сравнил американские цифры с российскими.
Какие источники новостей предпочитают россияне и американцы
Согласно опросу Pew Research, проведенному 18–24 августа 2025 года, подавляющее большинство взрослых жителей США (86%) утверждают, что хотя бы иногда читают новости на смартфоне, компьютере или планшете. 56% утверждают, что делают это часто. По сравнению с данными опроса прошлого года этот показатель практически не изменился.
Хотя цифровые устройства — самый популярный способ получения новостей для американцев, большинство опрошенных (64%) хотя бы иногда смотрят новостные телевизионные программы. В том числе 32% утверждают, что часто узнают новости по телевидению, этот показатель остается довольно стабильным в течение последних нескольких лет.
Стабильным остаются и показатели использования радио и печатной прессы в качестве источников новостей. 11% взрослых американцев часто узнают новости по радио, а 7% — из газет и журналов.
Источники частого потребления новостей в США. Отмечен процент американцев, назвавших данный источник. Сверху вниз: цифровые устройства, телевидение, радио, печатные газеты и журналы.
Сравним эти показатели с российскими. Результаты опроса общественного мнения, опубликованного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 5 марта 2025 года, показывают, что в России на первом месте в качестве источника новостей — телевидение. Оно — самый частый источник новостей для половины (51%) россиян. Правда, авторы исследования разделили цифровые источники на две категории — «новостные сайты в интернете» и «форумы, блоги, социальные сети, мессенджеры». Их предпочитают, соответственно, 42% и 29% опрошенных. Но, поскольку респонденты могли давать любое число ответов, нельзя определить, какая доля опрошенных предпочитает цифровые источники в целом. Радио и печатные СМИ в России, как и в США, не очень популярны — их выбрали соответственно 8% и 6% респондентов. Разговоры со знакомыми для россиян практически в два раза более частый источник информации, чем радио, и в три раза более популярный чем газеты и журналы.
Победу телевизору во многом обеспечило старшее поколение. Телевидение — самый частый источник информации для россиян старше 60 лет (его предпочитают 81% представителей этой возрастной категории). В возрастной категории от 18 до 30 лет телевизионные новости часто смотрит лишь каждый пятый (19%), тогда как цифровые новостные каналы предпочитают более половины (59% — сайты, 53% — соцсети). Кроме того, у россиян с высшим образованием телевидение менее популярно, чем в целом по стране, а новостные сайты и соцсети с блогами, наоборот, более популярны.
Данные опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Участники могли давать любое число ответов.
В США расхождения по признаку возраста схожи с российскими. Телевизионные новости часто или иногда смотрят 87% американцев старше 65 лет и 47% тех, кому от 18 до 29 лет.
Какие цифровые источники новостей предпочитают россияне и американцы
Самый частый вариант потребления цифровых источников новостей в США — посещение новостных сайтов. Так поступает четверть (27%) американцев. 21% жителей США узнают новости из соцсетей. 19% пользуются поиском. Каждый десятый (10%) выбирает подкасты. 6% получает ньюслеттеры по электронной почте. Пока лишь один американец из 50 (2%) узнает новости от ИИ-чатботов, но несложно предположить, что в будущем этот показатель будет расти.
Наиболее популярные варианты потребления новостей на цифровых платформ в США. Сверху вниз (по показателям 2025 года): новостные сайты, соцсети, поиск, подкасты, ньюслеттеры в электронной почте, чатботы.
Предпочтения россиян отличаются от американских. Это видно из результатов опроса, опубликованного 19 марта 2025 года.
Среди тех россиян, кто интересуется новостями в цифровом виде, 24% предпочитают читать их в мессенджерах, 20% — в поисковиках, 19% — в социальных сетях, блогах и форумах, 11% — на новостных интернет-ресурсах и интернет-СМИ, и столько же смотрят новостные видео.
Данные опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Участники могли давать любое число ответов.
Среди соцсетей, блогов и мессенджеров самым популярным источником новостей в России является Telegram (его назвали 25% опрошенных). 16% выбирают ВКонтакте, 7% — WhatsApp и Viber, 4% — Одноклассники, 3% — Instagram*, 2% — Мой мир на Mail.ru, 1% — Facebook*, менее 1% — заблокированный в России Х и LiveJournal.
В Америке популярность новостей в соцсетях распределяется так. 38% взрослых американцев регулярно узнают новости на Facebook*, 35% — на YouTube. Далее в порядке убывания популярности следуют: Instagram* (20%), TikTok (20%), X (12%), Reddit (9%), Nextdoor (6%), WhatsApp (5%), Threads (3%), Rumble (2%), Truth Social (2%) и Bluesky (2%).
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)