16 февраля 2023 года Кирилл Соловьев, руководитель отдела дизайна коммуникационного агентства «ЕстьИдея», выложил на своих страницах во ВКонтакте и Пикабу эксперимент с нейросетью «Города России глазами нейросетей». На следующий день пост на его странице в ВК набрал 2 500 лайков, более 56 000 просмотров — и это было только начало. Москва, Казань, Иркутск, Владивосток, Ладога и Нижний Новгород вышли узнаваемыми и интересными.
Instagram открутит назад
Хронологическая лента вернется в Instagram в начале следующего года. Глава соцсети Адам Моссери заявил об этом на выступлении перед комиссией сената по вопросу вредного влияния алгоритмов на психическое здоровье людей. Этот шаг назад компания сделала под давлением регулирующих органов и кампании в СМИ против Марка Цукерберга.
Хронологическую ленту планируют вернуть в первом квартале следующего года, уточнил Моссери. Таким образом, у пользователя будет возможность выбрать тип используемых алгоритмов: хронологический или количественный (чем чаще взаимодействие с постами конкретного аккаунта, тем приоритетнее они в ленте).
Под «манипулированием алгоритмами» подразумевается «рекомендательная система», которая формирует повестку в ленте пользователя. Несмотря на то, что алгоритм основывается вроде бы на пользовательских данных (лайки, комментарии и т.д.), это не всегда приводит к корректным результатам (особенно с учетом того, что интересы пользователя могут меняться). Хронологическая лента работает более прозрачно и понятно.
Instagram (и в разное время практически все соцсети и поисковики) усложнила алгоритмы в 2016 году. Тогда многие пользователи были недовольны изменениями. Основная претензия заключалась в том, что стало невозможным отслеживать поток контента в реальном времени. Из-за этого возникла вероятность упустить посты, которые алгоритмы сочли неинтересными.
Как другие соцсети меняли алгоритмы
Изменение алгоритмов закономерно. Например, с 2014 года Facebook с помощью новых алгоритмов начала понижать рейтинг ссылок-кликбейтов. К 2016 году соцсеть разработала алгоритм, который анализирует заголовки на предмет фраз-приманок и удаляет контент, если идентифицирует его как кликбейтный. Одно из крупных изменений в соцсети произошло в 2018 году. Тогда алгоритмы начали понижать рейтинг новостей, которые приближаются к границе нарушения политики компании (которая запрещает дезинформацию, разжигание ненависти, насилие, запугивание, кликбейты). Даже если этот контент очень интересен пользователям. Таким образом компания пытается бороться с поляризацией и радикализацией общества. В том же году Цукерберг объявил о том, что коммерческие сообщения (от брендов, компаний и СМИ) будут становиться менее приоритетными в ленте. Алгоритм перестроили так, чтобы приоритет отдавался сообщениям от друзей, родственников и других близких людей.
Российский аналог Facebook, «Вконтакте», также значительно менял алгоритмы. В 2010 году Павел Дуров ввел «микроблог» вместо стены. Тогда чуть ли не все пользователи были недовольны, и фраза «Дуров, верни стену» стала классической. В 2016 году соцсеть ввела «умную ленту». Она работает примерно по тому же алгоритму, что и Instagram, — сначала показывает самые интересные посты на основе предпочтений пользователя. Однако соцсеть учитывает и время публикации, что делает ее алгоритмы гибридными. «Умную ленту» критиковали за снижение охватов и количества авторского контента в выдаче.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В условиях напряженной предвыборной кампании в США в соцсетях сформировался огромный, но практически нерегулируемый рынок серого пиара. Законодательство не обязывает блогеров раскрывать рекламный характер политических публикаций, в отличие от нативного продвижения обычных товаров и услуг. Даже максимально далекие от политики инфлюенсеры, рассказывавшие о макияже, садоводстве или воспитании детей, теперь начали открыто поддерживать того или иного кандидата в президенты. За неделю до выборов The Washington Post рассказала, как устроен рынок блогерской пропаганды и сколько платят за нее инфлюенсерам.
Минцифры и Роскомнадзор повесили на своих сайтах для общественного обсуждения проекты нескольких документов, определяющих порядок регистрации в РКН владельцев персональных страниц с аудиторией более чем 10 тыс. пользователей, а также требования к соцсетям по маркировке таких страниц. ADPASS подготовил на их основе памятку для блогеров.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы