Медиарынок объединяется против ИИ
Иллюстрация сгенерирована Midjourney
Перехват трафика и вызовы для медиа
2025 год стал для глобальных медиакомпаний переломным: влияние ИИ-инструментов на дистрибуцию и монетизацию контента достигло уровня системного кризиса. Самым мощным катализатором стало внедрение Google ИИ Overviews (написанных ИИ блоков над основной выдачей) в мае 2024 года — и свежая статистика безжалостно демонстрирует масштабы изменений.
За последний год доля новостных поисковых запросов, заканчивающихся «нулевыми» кликами (zero-click, когда пользователь не переходит на сайт-источник), выросла c 56% в мае 2024-го до почти 69% в мае 2025-го. Одновременно общий органический трафик на новостные ресурсы рухнул с пика в 2,3 млрд посещений во второй половине 2024 года до менее 1,7 млрд к маю 2025-го (по данным Similarweb).
Похожие тренды прослеживаются в деталях: среди топ-50 новостных доменов снижение трафика после внедрения ИИ Overviews зафиксировано у 37 сайтов, а у ряда крупнейших падение составило до 40% (Forbes, HuffPost). Список наиболее пострадавших выглядит так: -28% у CNN, -32% у DailyMail.com и -27% у New York Post. Незначительный прирост показали лишь единичные площадки вроде WSJ.com и FoxNews.com.
Да, переходы с ИИ-чатботов (например, ChatGPT) формально подскочили почти в 25 раз по сравнению с прошлым годом, но абсолютные объемы этой отдачи по-прежнему не покрывают убытки от потери органического поискового трафика — миллионы пользователей просто остаются внутри ИИ-интерфейса, никуда не кликнув.
Основная причина — в том, что Google теперь выдает развернутые резюме прямо на страницу поиска, сводя к нулю необходимость дальше заходить на сайт издателя. В результате сокращаются и просмотры, и продажи подписок, и рекламные показы.
Google утверждает, что аналитика может быть неполной или местами преувеличенной, однако Similarweb и другие независимые источники фиксируют одну тенденцию: массовый переход пользователей к новому формату потребления информации уже подорвал бизнес-модели крупнейших новостных ресурсов. ИИ-поиск размывает привычные для издателей источники трафика, тем самым меняя правила игры на всем новостном рынке.
Летом 2025 года борьба издателей против неконтролируемого использования их материалов генеративными ИИ перешла в фазу скоординированных усилий как в юридическом, так и в технологическом плане. Были запущены сразу несколько инициатив, призванных помочь медиакомпаниям если не восстановить трафик (это, похоже, уже невозможно) и заработки, то хотя бы частично компенсировать падение выручки.
Чтобы никто не ушел обиженным
В центре одной из таких инициатив — стартап ProRata, основанный пионером интернет-монетизации Биллом Гроссом.
Кто такой Билл Гросс
Билл Гросс — основатель и гендиректор ProRata.ai — в конце 1990-х заложил основы современной интернет-монетизации, придумав модель оплаты за клик (CPC). В 1998 году Гросс запустил поисковик GoTo.com (позже — Overture), где впервые предложил размещать рекламные ссылки по принципу аукциона: рекламодатель платит только за фактический клик. Этот подход стал основой бизнес-модели Google и всего рынка цифровой-рекламы. В 2003 году Yahoo купила Overture за $1,6 млрд. Гросс также основал Idealab — инкубатор, из которого вышли более 150 стартапов.
После громкого иска The New York Times против OpenAI и Microsoft в декабре 2023 года Гросс задумался: как сделать так, чтобы издатели автоматически получали атрибуцию и компенсацию всякий раз, когда контент с их сайтов используется ИИ-чатботами? Технология ProRata анализирует ответы, сгенерированные ИИ, и устанавливает процентный вклад в ответ каждого использованного источника с помощью сверки с базой лицензионного контента партнерских издательств. В итоге система четко распознает, что заимствовано у The Atlantic, что — у Financial Times и т.д., и может распределять доходы от рекламы между правообладателями в реальном времени.
Инициативу поддержал гендиректор The Atlantic Николас Томпсон — он не только первым предоставил архив издания для обучения системы, но и вошел в совет директоров ProRata. К лету 2025 года к проекту присоединилось уже более 500 изданий, включая Fortune и Financial Times. Гросс убежден: долгосрочный выход из кризиса — в системах справедливой автоматизированной монетизации, а не вручную согласованных эксклюзивных сделках с отдельными ИИ-компаниями.
Cloudflare выставит счет ИИ
В начале июля 2025 года Cloudflare, один из крупнейших в мире поставщиков сетевой инфраструктуры и сервисов кибербезопасности, анонсировал инструмент для блокировки ИИ-ботов и настройки тарифа «pay per crawl» («оплата за сканирование»). Он позволяет издателям самим определять, какие материалы показывать сканирующим алгоритмам бесплатно, какие скрывать, а за какие — требовать компенсацию. Новинку уже поддержали крупнейшие игроки — от Condé Nast и Associated Press до Reddit и Pinterest. Главный директор по стратегии Cloudflare Стефани Коэн прямо заявила: «Это только начало создания новой модели для интернета — наша задача вернуть издателям контроль и устойчивое финансирование». Конкретно эта инициатива выглядит наиболее жизнеспособной, так как в ее основе лежит уже имеющаяся и широко используемая инфраструктура Cloudflare.
Оборона становится коллективной
В это же время медиаиндустрия активно оттачивает защитные инструменты, нацеленные на восстановление контроля — прежде всего, над доступом ботов к журналистским материалам.
В конце июля, пишет Digiday, более 80 медиаменеджеров собрались в Нью-Йорке на встречу под эгидой IAB Tech Lab для разработки единого протокола LLM Content Ingest API. Механизм позволяет издателям в реальном времени определять права доступа, отслеживать и тарифицировать работу ботов-сканеров. Google и Meta* были также представлены на встрече, а вот ведущие ИИ-стартапы — OpenAI, Anthropic, Perplexity — проигнорировали приглашение, что только укрепило решимость медиа-коалиции встать на защиту контента. Anthony Katsur, CEO IAB Tech Lab, прямо заявил: «Консенсус в том, что необходимо блокировать неавторизованный доступ платформ ИИ», — заявил гендиректор IAB Tech Lab Энтони Катсур. Ожидается, что спецификации протокола, призванного вернуть СМИ доходы, будут готовы уже к осени.
Ключевые принципы — контроль, согласие, атрибуция и компенсация — становятся базой для коллективной позиции медиаотрасли. «Медиаиндустрия впервые по-настоящему обсуждает принципы устойчивой модели взаиморасчетов между издателями и ИИ-платформами», — отметил Пол Баннистер, главный статегический директор Raptive, маркетинговой платформы для СМИ и создателей контента. При этом скепсис тоже присутствует: часть ИИ-компаний игнорируют стандартные блокировки (например, robots.txt) и продолжают скрыто собирать материалы, а отдельные издатели по-прежнему склонны к индивидуальным лицензионным договорам с крупными ИИ-компаниями.
Тем не менее, впервые за долгое время участники рынка отмечают признаки настоящей консолидации: создаются коллективные схемы обороны, тестируются технические протоколы, а издатели все чаще готовы стеной перекрыть несанкционированный сбор контента, чтобы заставить ИИ-компании платить и договариваться на равных.
ИИ-трансформация захлестнула и Россию
Российский рынок интернет-медиа и цифровой рекламы переживает схожую трансформацию: внедрение нейроответов в поиске «Яндекса» и Google уже привело к падению органического трафика на информационные сайты в среднем на 30% в первом полугодии 2025 года, сообщил накануне «Коммерсант» со ссылкой на исследование Kokoc Performance. CTR по некоторым категориям сократился вдвое, а потери трафика у отдельных проектов составляют от 15 до 60% год-к-году. Среди пострадавших — «Коммерсант», РБК, ресурсы Shkulev Media Holding.
Согласно данным LiveInternet, которые приводятся в том же материале, в категории «Новости и СМИ» в «Яндексе» с января по июль 2025 года просмотры упали на 12%, число посетителей — на 13%; в Google — на 14% и 15% соответственно. У «Коммерсанта» за этот период показы в «Яндексе» снизились с 86,3 млн до 78 млн, в Google — с 62,5 млн до 51,7 млн. В РБК зафиксировано снижение трафика на отдельных проектах от 5% до 50%.
На фоне роста доли zero-click-запросов, число визитов ИИ-краулеров на российские сайты выросло втрое — с 1 млн до 3 млн за первое полугодие 2025 года. Наибольший рост зафиксирован в e-commerce, онлайн-образовании, туризме, финансах и медиа. С весны 2024 года часть ресурсов (включая E1.ru, NGS.ru, «Фонтанку») ограничили доступ для поисковых роботов YandexAdditional и OpenAI. Тем временем «Яндекс» увеличил свою долю на российском рынке поиска до 67,5%, а общее число запросов к поисковику выросло на 10% год к году.
По мере снижения органического трафика доходы издателей закономерно уходят в минус. Аналитики Kokoc Performance предупреждают: падение посещаемости уже оборачивается для сайтов потерей более 30% рекламной выручки. Прогнозы на второе полугодие выглядят ещё тревожнее — по данным MediaSniper, для отдельных тематических вертикалей (например, новостей или онлайн-образования) к концу года доля утраченного органического трафика может достичь 50%. В «Рейтинге рунета» ожидают, что совокупное падение рекламных доходов новостных ресурсов к концу 2025 года может составить от 50% до 70% от текущих значений.
* Корпорация Meta признана экстремистской и запрещена в РФ
Лучшее в блогах
Вам понравится
Впервые за три года господство ChatGPT пошатнулось. Выпущенная Google во вторник ИИ-модель Gemini 3 возглавила ключевые рейтинги, а у одноименного приложения уже более 650 млн пользователей. Реакция конкурентов показательна: Anthropic экстренно объявил о партнерстве с Microsoft на $30 млрд, а OpenAI подозрительно воздерживается от своих обычных PR-контратак. Глава ИИ-направления Google Демис Хассабис уверенно заявил, что компания «поднимется на вершину» в ИИ независимо от того, лопнет ли надувающийся не первый год пузырь инвестиций в этот сегмент, или нет.
14 ноября в Four Seasons Hotel Moscow состоялась десятая юбилейная премия ОК! Awards «Больше чем звезды». Мероприятие собрало ярких представителей шоу-бизнеса, кино и медиаиндустрии. Номинантами стали резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана